Статьи
Эффект света из окна
26.11.2011
Фотография
У фотографов-энтузиастов прослеживается тенденция переоценивать количество оборудования и сложность технических приемов, требуемых для получения успешных снимков.
Особенно очевидно это у тех, кто делает фотопортреты.Считается само собой разумеющимся, что снимок получится тем лучше, чем больше задействовано дорогостоящих студийных осветителей, не говоря уже о специальных фонах и приспособлениях для управления светом.Но хотя к разным ухищрениям прибегают многие фотографы,
решительно все готовы признаться в том, что это вовсе не самое существенное и что самое обыкновенное окно может осветить лицо портретируемого так, что снимок тронет душу. Более того,многие профессиональные фотографы используют студийное оборудование для создания эффекта света из окна.
ЧТО НЕОБХОДИМО
Камера: Любая камера, пригодная для получения снимков с освещением из окна.Объективы: Телеобъектив с фокусным расстоянием от 85 до 105 мм признается лучшим при съемке лица или погрудных портретов. Для портретов поясных и во весь рост идеальной признается стандартный 50-мм объектив. Аксессуары: Полезно иметь белый отражатель для направления света в затененные места с целью более равномерного освещения, В качестве такового отражателя не требуется ничего сложней, чем лист
белого картона. Пленка: Можно использовать пленку любого типа чувствительности. При съемке портретов с освещением из окна уровень освещенности, как правило, весьма низок, так что если вы используете низкочувствительную пленку ISO 50-100 - потребуется штатив, чтобы обеспечить вашей камере устойчивость. Многие фотографы прибегают к высокочувствительной пленке - ISO 400+; при этом не требуется штатив, а крупная зернистость изображения создает своеобразный образ. Годится как цветная, так и черно-белая пленка,КАК ЭТО СДЕЛАТЬ Освещение из окна зависит главным образом от трех факторов: Размер окна Обычно, чем больше окно по отношению к вашей модели, тем мягче и ровнее освещение, и наоборот. Маленькие окна - мансардные или слуховые - дают слишком мало света, чтобы получать смелые эффекты, создающие впечатление подсветки, тогда как свет, льющийся из больших окон и дверей, выходящих во внутренние дворики, может так осветить модель, что контраст
получится меньшим, а тени - не столь резкими.Если в вашем распоряжении большое окно, вы имеете возможность контролировать количество света, используя кар-
тон для маскирования тех или иных участков, а при маленьких окнах эта возможность куда меньше. Часто для съемки лицевых и погрудных портретов достаточно комнатных окон среднего размера. Направления, куда выходят окна В окна, выходящие на юг, в течение дня попадает больше яркого солнечного света, так что свет может быть резким и контрастным. Зато в окна, выходящие на север, проникает только свет, отраженный от неба и дающий более мягкий и приятный эффект. Прямой свет, льющийся в окно, дает гораздо больше возможностей для выбора, ибо его цвет и интенсивность будут различными в зависимости от времени светового дня. Так, перед самым ве-
чером свет гораздо теплее и мягче, чем в полдень, и можно очень удачно использовать золотое свечение и длинные четкие тени, отбрасываемые предметами при заходящем солнце.Погодные условия Эффекты от изменений погоды более заметны в окнах, выходящих на юг, а следовательно, получающих прямой солнечный свет- чем ярче и солнечнее погода, тем он более интенсивен и резок. В окнах, обращенных на север, свет, конечно, не столь эффектен, хотя в ясную погоду уровень освещенности существенно выше, чем в хмурую, просто потому, что в ясные дни света больше. Большинство фотографов предпочитают окна, выходящие на север, и съемки в яркую погоду при слабой облачности, когда свет рассеян и создает приятные эффекты. Значит, стоит поэкспериментировать и с другими вариантами, ибо и они могут привести к успешным результатам.Позиция модели по отношению к окну Еще один фактор, влияющий на общее настроение ваших портретов, - это то, как вы помещаете вашу модель по отношению к окну. Если модель помещена боком к нему, половина ее лица будет освещена, а другая остается в тени. Это - наиболее популярный подход, особенно когда модель - мужчина или человек почтенного возраста, ибо смелое освещение сбоку подчеркивает фактуру кожи, тогда как постепенный переход от света к тени усиливает настроение в портрете. Если не хотите густых теней, поставьте напротив окна большой белый отражатель, который будет отражать свет на затененную сторону вашей модели. Просите вашу модель чуть больше повернуть лицо к окну, чтобы на ее лицо шел больший поток света. Это может дать прекрасные результаты в облачную погоду, когда свет естественным образом мягок, а тени нерезки. Другой вариант: можете поместить вашу модель так, что окно остается позади нее. Очевидно, что при этом лицо модели окажется в тени, но если вы тщательно определите акспозицию в расчете на тень, фон (окно) окажется переэкспонированным, это будет создавать настроение. Определяйте экспозицию по освещенной
части лица вашей модели - с тем чтобы ее кожа не оказалась переэкспонированной. Самый легкий путь к этому - взять ручной экспонометр и снять показания для света,
падающего на освещенную часть лица. Наконец, пусть фон будет простым и бесхитростным, чтобы он не отвлекал внимание зрителя от самой модели. Если имеющийся в комнате фон не подходит, завесьте стену простыней или холстиной. Нередко обнаруживается, что уровень освещенности позади вещей модели гораздо ниже, чем рядом с окном, так что фон получится очень темным. В любом случае разумным будет соблюдать осторожность. ПОДСКАЗКИ • Для смягчения света, поступающего из окна, завесьте окно белым хлопчатобумажным муслином или прозрачной калькой. • Производя съемки ближе к вечеру, повесьте на окно сетчатые занавески, чтобы наложить на лицо модели теневые узоры
• Контролировать доступ света в окно можно просто сдвигая или раздвигая занавески.