Статьи
Эффекты со вспышкой
26.11.2011
Фотография
У большинства фотографов-любителей есть электронная вспышка того или иного вида, но лишь немногие используют ее иначе, чем навскидку при съемке в помещении на вечеринках и различных мероприятиях. Они даже не представляют, что независимо от того, насколько элементарна вспышка, с ее помощью можно создавать поразительные
эффекты: все, что нужно - это немного фантазии и побольше терпения.
Что понадобится
Вспышка
Вспышка с ручным режимом - лучший вариант для «открытой вспышки» и многократной вспышки, в то время как согласованная или автоматическая вспышка может работать в режиме синхронизации при длительных выдержках и применяться с фильтрами Фотоаппарат 35-мм SLR - самый быстрый и легкий в применении для работы с
синхронизацией при длительных выдержках. Однако для создания творческих эффектов можно пользоваться любым типом фотоаппарата
Объективы
Широкоугольник и стандартный объектив подойдут лучше всего, поскольку вам придется снимать, находясь очень близко к объекту
Фильтры
Используйте цветные фильтры на вспышке, такие как желтый, оранжевый, красный и голубой, чтобы окрасить свет
Пленка
Используйте пленку низкой или средней светочувствительности (50-200 ISO) - более светочувствительная пленка позволяет весьма эффективно увеличить мощность вспышки, что даст вам возможность снимать с меньшей диафрагмой или с более далекого расстояния
Аксессуары
Штатив и тросик необходимы для применения всех описываемых техник, кроме вспышки с синхронизацией на длительных выдержках
Использование вспышки при длительных выдержках
Эта техника, известная как синхронизация на длительных выдержках, применяется для съемки движущихся объектов. Комбинируя резкое изображение за счет вспышки и длительную выдержку, вы можете сделать одновременно и статичный и динамичный снимок, сочетая четкое и размытое изображение одного и того же объекта, и эффектно передать движение - даже в том случае, когда объект съемки движется относительно медленно. Применение синхронизации на длительных выдержках при съемке любого объекта, к которому можно приблизиться на расстояние в пределах досягаемости вспышки - мотокросс, авторалли, велогонки, марафон, - обычная практика. Но эту технику
также можно использовать и при съемке повседневных событий,будь то дети, гоняющие на велосипедах в парке, ваша собака,ловящая папку в воздухе, или люди, танцующие на вечеринке.Каким способом вы добьетесь эффекта синхронизации при длительных выдержках, зависит от вида вспышки. Большинство современных вспышек и зеркальных камер позволяют работать с синхронизацией при длительных выдержках. Если же такого режима съемки у вашей камеры нет, установите ее в режим приоритета выдержки, чтобы вы могли выбрать необходимую выдержку: снимать лучше при Ук сек. или больше. После установки значения выдержки вручную фотоаппарат автоматически определит диафрагму, и она обеспечит правильную экспозицию.Если у вас автоматическая вспышка, установите камеру в режим приоритета диафрагмы, чтобы можно было выбрать
диафрагму в соответствии с поставленной задачей, камера же определит выдержку, необходимую для имеющегося освещения. Чтобы добиться хорошего баланса между естественным светом и вспышкой, обычно используют соотношение 1 : 2. С автоматической вспышкой можно достичь этого, установив значение диафрагмы на вспышке меньше, чем на объективе. Например, если на объективе f/11, установите на вспышке f/8, и вспышка сработает менее мощно. С согласованной вспышкой все проще - установите
мощность вспышки на половину или 1 : 2.После того как вы произвели все необходимые настройки на фотоаппарате и вспышке, вы сможете добиться лучшего эффекта, проведя камеру по направлению движения объекта съемки и закрыв затвор объектива, пока камера еще движется. Таким способом можно получить размытый фон и добиться более впечатляющего эффекта. Не беспокойтесь о том, чтобы провести камеру в совершенстве, поскольку вам все равно необходима некоторая размытость объекта - свет вспышки обеспечит четкость основного изображения.
Многократная вспышка при открытом объективе
Эта техника известна как «открытая вспышка». Используйте одиночную вспышку, если необходимо подсветить деталь переднего плана при слабой освещенности, и многократную вспышку во время экспозиции в несколько минут, чтобы осветить интерьер или фасад здания, различные участки пейзажа,памятник или дерево.Чтобы придать свету определенный оттенок, можно использовать фильтры. Поместите на вспышку оранжевый фильтр и сфотографируйте памятник на фоне синего вечернего неба или используйте разные фильтры для различных участков объекта. Лучше всего использовать технику «открытой вспышки» следующим образом: снять вспышку с фотоаппарата и включать ее вручную при помощи тестовой кнопки. Это значит, что улучшенные возможности современных согласованных вспышек становятся ненужными, поэтому, если у вас простейшая ручная вспышка, - это замечательно. Если у вас автоматическая или синхронизированная вспышка, переведите ее в ручной режим и установите на полную мощность, чтобы она испускала одинаковое количество света при каждом нажатии тестовой кнопки. Опять же, чем мощнее вспышка, тем лучше, поскольку это позволит работать на
больших расстояниях до объекта, включать вспышку меньшее количество раз для достижения правильной экспозиции и использовать меньшую диафрагму для большей глубины резкости
Расчет экспозиции
Для правильного определения экспозиции разделите ведущее число вспышки на значение диафрагмы объектива, чтобы определить расстояние. Например, если ведущее число вашей вспышки - 32, и вы используете диафрагму f/16, то расстояние от вспышки до объекта съемки 32/16 = 2 м. Это верно для пленки 100 ISO. При использовании пленки 50 ISO установите диафрагму на отметке f/11 или сократите расстояние от вспышки до объекта съемки до 1.5 м; при 200 ISO - закройте диафрагму на одну ступень (до f/22 в этом примере) или увеличьте расстояние до 3 м. Если область, которую вы хотите освещать, относительно мала и доступна, достаточно одной вспышки. После того как вы установили камеру на штатив и скомпоновали кадр, откройте затвор камеры, зафиксируйте его в положение «В» с помощью тросика, подойдите к тому, что вы хотите осветить (чтобы быть на расстоянии, необходимом для правильной экспозиции) и включите вспышку. Если вы не можете подойти так близко, чтобы разовой
вспышки было достаточно, вам придется включать вспышку несколько раз. Например, если расстояние от вспышки до объекта съемки должно быть 2 м, а вы не можете подойти ближе чем на 3 м, вам придется включать вспышку дважды, если вы на расстоянии 4 м - четырежды, на 5 м - 6 раз, и так далее. В ситуации, когда площадь, которую вы собираетесь осветить, слишком велика для одиночной вспышки, например фасад здания или темный интерьер, ничего не остается, как использовать вспышку несколько раз. Вам также придется перемещаться вокруг объекта и освещать вспышкой его различные части; таким образом вы сможете постепенно осветить весь объект.
Использование вспышки с фильтрами
Применение цветных фильтров и пленок со вспышкой - прекрасная возможность создать необычные световые эффекты и творчески подойти к съемке повседневных предметов. Гораздо интереснее использовать фильтры на вспышке, а не на объективе, поскольку только участки, освещаемые вспышкой,
будут приобретать цвет фильтра. Можно окрасить передний план или один из элементов композиции, оставляя все остальное без изменений, например применить оранжевый фильтр для освещения дерева при съемке в сумерках, так чтобы оно выделялось на фоне более холодных цветов заднего плана. Можно также использовать один фильтр на вспышке, а другой - на объективе. Если цвета этих фильтров являются дополнительными друг к другу, то один цвет нейтрализует другой, и участок, освещенный вспышкой, будет выглядеть естественно, в то время как остальной пейзаж приобретет цветной оттенок. Лучшие фильтры для этого - синий 80-й серии и оранжевый 85-й серии, которые обычно используются для балансирования цветовых оттенков. Если вы поставите на объектив синий фильтр 80Б, весь пейзаж будет выглядеть синим. Однако если
после этого вы поставите на вспышку оранжевый фильтр 85Б, он нейтрализует синий оттенок, и участок, освещенный вспышкой, будет выглядеть естественно на фоне синего заднего плана. Используя оранжевый фильтр на объективе и синий на вспышке, можно получить противоположный результат - оранжевый фон. Можно воспользоваться пленкой для ламп накаливания при дневном свете, поместив оранжевый фильтр 85Б на вспышку, - техника, часто применяемая в фотосъемке сюжетов моды. Это приводит к тому, что участок, освещенный дневным светом, становится синим, поскольку такая пленка предназначена для использования при теплом электрическом освещении.Освещенные же вспышкой участки выглядят естественно, поскольку на вспышке - оранжевый фильтр.
Макросъемка со вспышкой
Фотографы, снимающие очень крупные планы, сталкиваются с определенными проблемами. Глубина резкости минимальна, поэтому необходимо выбирать закрытую диафрагму, чтобы проработать мелкие детали. Поступая таким образом, вы будете вынуждены снимать при длинных выдержках, поэтому каждое движение камеры или объекта приведет к нерезкому изображению.Самый простой способ решения этих проблем - освещение объекта при помощи вспышки. Но не только это может позволить вам снимать на закрытых диафрагмах: быстрый импульс света от вспышки «приостановит» любое движение объекта. Если у вас есть согласованная вспышка с TTL режимом, ею легко пользоваться при съемке крупных планов, поскольку самая трудная задача - получить правильную экспозицию - выполняется автоматически. Как уже говорилось, вам может понадобиться скорректировать экспозицию при съемке со вспышкой для определенных объектов, вводя экспокоррекцию,например до +1 или +1,5 для белых предметов. Лучший способ
выяснить это - произвести пробы, используя экспозиционную вилку до 2 ступеней в большую сторону от показателей камеры и вспышки. Делайте записи, чтобы увидеть, где нужна компенсация и на сколько. Если вы не можете себе позволить приобрести дорогую согласованную вспышку, не беспокойтесь: при съемке крупных планов вам не понадобится большая мощность, поэтому пары маленьких вспышек с ручным управлением будет вполне достаточно. Единственное отличие в том, что вам придется самостоятельно высчитывать число диафрагмы, чтобы получить правильную экспозицию.
Например, если ведущее число вспышки - 20, расстояние от фотоаппарата до объекта съемки - 60 см и увеличение -0,5х (масштаб изображения 1 : 2), то необходимая диафрагма = 20/0,6 х (0,5 + 1) = 20/0,9 = 22.22, или, если округлить, f/22. Эта диафрагма верна для пленки 100 ISO; для пленки 50 ISO она будет равна, соответственно, f/16, для пленки 25 ISO - f/11, для пленки 200 ISO - f/32. Пользуясь этой формулой для стандартных расстояний, вы можете создать экспозиционную
табличку и прикрепить ее на вспышку.Что касается положения вспышки относительно фотоаппарата, то в идеале вспышку лучше снять с «горячего башмака» и поднести ближе к объективу, для того чтобы равномерно осветить объект. Для этого предназначены специальные держатели, которые позволяют снимать с использованием сразу двух
вспышек, по одной с каждой стороны от объектива. Лучший угол для большинства снимков составляет 35-40 градусов.
Эффект застывшего движения
Одна из самых интересных особенностей вспышки - ее способность «замораживать» даже самое быстрое движение. Это происходит потому, что продолжительность действия даже самой элементарной
вспышки может быть очень короткой - 1/зоооо секунды, - и этого достаточно для того, чтобы заставить застыть все что угодно. Современные согласованные вспышки делают это проще, поскольку они связаны непосредственно с измерительной системой камеры, что обеспечивает правильную экспозицию. Поэтому, все, что вам требуется сделать, - это включить фотоаппарат и вспышку и снимать. Способность вспышки «останавливать» движение бесценна, когда вы снимаете действие при слабом освещении, поскольку оно не позволяет вам сделать такого резкого снимка, как при достаточном освещении, вне зависимости от светочувствительности пленки. Так почему бы не пользоваться вспышкой, чтобы она не пылилась, забытая в дальнем углу?