Статьи
Фотография обнаженного тела. часть 3
26.11.2011
Фотография
Все человеческие тела имеют, в принципе, одинаковые основные формы, но едва ли найдется хотя бы два похожих. Одежда и модный внешний вид часто отодвигают индивидуальность на второй план,создают определенное однообразие тел, позволяют различить лишь видимые отклонения от стандартной формы. О фантастическом многообразии человеческого тела можно только догадываться. Тот, кто занимается фотографией обнаженного человеческого тела,должен знать конкретные формы и
учиться их узнавать. Поэтому для фотографа необходимы основные знание человеческой анатомии, которые позволяют распознать в определенных пределах даже формы и линии и у одетого человека. Однако более важным является тот факт, что неумение видеть конкретные формы тела может стать причиной некоторых наиболее частых и серьезных ошибок при съемке. Фотограф должен знать, какой напряженный или расслабленный мускул сможет подчеркнуть ту или иную деталь, удлинит, поднимет или опустит определенную часть тела, как могут меняться формы тела благодаря смене положения и позы, в каких случаях определенные группы мускулов при определенном освещении вызывают конкретную тень и многое другое. Только при этих условиях он будет в состоянии подчеркнуть физические достоинства модели, показать их в правильном свете и
точно также оптически смягчить или скрыть возможные недостатки и неправильности другой. Ибо для каждого тела существуют определенные «шоколадные» позиции,которые фотогеничнее других.Голова и лицо являются в основном предметом изображения в портретной фотографии, однако и для съемки обнаженного тела они представляют незаменимое средство выражения. Само положение головы способно выразить самые различные настроения от выражающего подавленность наклона или наклона любезности до гордого подъема Одна их наиболее частых ошибок состоит в том, что положение головы не соответствует положению тела модели. Выражение лица имеет большое значение с
точки зрения содержания. Нельзя отказываться от выразительных возможностей, которые дает мимика. Определенные правила и опыт портретной съемки могут быть перенесены в область эротической фотографии. Ясно выраженный фронтальный вид лица и тела можно использовать для того. Чтобы дать почувствовать достоинство и
уверенность в себе. Фронтальный вид действует строго, ему не присуще временное и случайное, он действует постоянно. Формально с точки зрения контура поза производит впечатление более подвижной, если голова и плечи слегка повернуты по направлению к друг другу. Фронтальный вид головы вводит зрителя в атмосферу изображения прежде всего через выражение глаз, а последовательный поворот в профиль при отсутствии контакта взглядом является чаще всего причиной явно выраженной дистанции. Намеренное изображение в профиль несет на себе эффект орнамента.Шея и плечи также зависимы от положения и движения головы и рук. Классическая линия подбородок и шея может быть очень впечатляющей как в портрете, так и в изображении обнаженного тела красивой женщины. Лучше всего она проявляется в позе в профиль.
Эту линию можно усилить, если слегка приподнять голову, чтобы подбородочная часть выпрямилась и выбрать для камеры положение слегка снизу. Отсутствие мысли часто приводит при изображении шеи к некоторым ошибкам. Одной из них является возникновение некрасивых и необоснованных теневых пятен из-за слишком крутой подачи света. Еще хуже забывать, что шея несет голову, что она мускулами и сухожилиями связывает голову с торсом. Уже при повороте головы на шее возникают в зависимости от прочности тканей в большей или меньшей степени некрасивые складки. Необдуманная подача света усиливает этот недостаток. Плечи являются ярко выраженной характерной деталью при изображении как женского, так и мужского обнаженного тела. У мужчины широкие мускулистые плечи подчеркивают выражение силы и спортивности, у женщины хорошо сложенные, пластично вылепленные плечи оказывают эротически привлекательное воздействие. Если модель очень тонка, нужно учитывать, что из-за неблагоприятного освещения в углублениях над ключицами легко возникают некрасивые тени. Они часто вызывают в изображение впечатление чрезмерной худощавости. Также
лучше избегать направленного света. Рассеянная, в большей степени фронтальная подача света уменьшает эту опасность. Руки представляют собой особую проблему для модели и фотографа. Неопытная модель часто незнает, что делать с руками и принимает поистине судорожные позы. Для хорошей модели руки, напротив, являются важнейшим выразительным средством. В основном две ошибки могут произойти при изображении рук. Прежде всего у женской модели облокотившаяся рука часто показывает четкую деформацию локтя, так как излом прерывает прямую линию. Тогда фотограф может посоветовать модели не так сильно выпрямлять локоть. Второй досадной ошибкой является оптически обусловленное перспективное укорочение, которое возникает, когда руки направлены по направлению к фотокамере. Воздействие кистей рук при съемке обнаженного тела также часто упускается из виду. Во время быстрых движений они вдруг бросают немотивированную тень на тело.Тон кожи кистей рук часто четко отличается от тона остальных частей тела. Оправдал себя в таких случаях грим рук, неуловимо идущий вверх. Уместно упоминание относительно волосяного покрова, особенно в подмышечных впадинах. Слабый покров как правило не мешает изображению в целом, но очень темный и густой производит неприятное впечатление.Грудь является самым бросающимся в глаза половым признаком женщины и считается символом женственности. Для фотографа важно знать, что женская грудь состоит только из скопления жировых, связующих тканей и тканей желез без какихлибо собственных двигательных мускулов или опорных связок. Поэтому положение груди меняется практически с каждым движением грудных мышц, при поднятии или разведении рук и т.д. Поскольку ее форма зависит только от структуры связующихтканей и натяжения кожи, то она
становится более или менее плоской в лежачем положении тела, при наклоне корпуса вперед она принимает острую конусообразную форму. Исходя из этого, можно сделать некоторые практические указания для фотосъемки.Чаще формы женской груди особенно выразительны у стоящей модели. Округлости являются отличительным признаком женского
тела, поэтому особенно следует избегать впечатления угловатости. Для модели с маленькой грудью иногда слегка ощущенные и незаметно выдвинутые вперед плечи
делают общее впечатление более пластичным. Поднятые вверх руки в таких случаях вредят форме груди. Направление съемки слегка сбоку, почти в полупрофиль, повышают пластическое впечатление. Необходимо продумать и позу при съемке модели с полной грудью. При позе стоя, грудь будет провисать. Жесткое освещение добавит глубокую тень и усугубит не желаемый эффект. Есть два способа избежать этого: часть света идет снизу камера расположена чуть ниже груди.Если оба этих способа не спасают,
то придется искать более удачную позу. Например, модель скрещивают руки и чуть опирает на них грудь. Условием этой позы является то, что она должна выглядеть естественной и непринужденной, не застывать в наигранности. Второй вариант, модель поднимает руки и скрещивает их за головой. В лежа чем положении тела упругая полная грудь может быть очень фотогенична без всяких вспомогательных средств.Живот и бедра как у мужчин, так и у женщин, являются теми частями тела, где наиболее заметно проявляются неразумные привычки в еде и недостаток движения в форме безобразных жировых отложений. Каждый фотограф это хорошо знает. Хорошо направленный свет немилосердно делает видимыми жировые складки, сильно увеличивая их. Втягивание живота уже не помогает. Но слегка округленный живот, ели он соответствует конституции модели, совсем не должен мешать. Фотографу при слове «живот» следует постоянно помнить об одной часто допускаемой ошибке и стремиться избегать поперечных складок, которые образуются на животе даже очень стройных людей в позе сидя или стоя на коленях. Они возникают, если модель не сосредоточена, сидит с круглой спиной и опущенными плечами. Фотограф должен натренироваться видеть подобные мелочи. Обычно поперечные складки можно исправить одним указанием: просят прогнуть позвоночник и при необходимости хорошо прогнуться. Тотчас исчезают складки. Живот становится гладким и натянутым. В былые времена волосяной покров рассматривался как проблема. В Англии было запрещено публиковать фотографии, на которых были бы видны лобковые волосы их прятали или ретушировали, если не хотели рисковать. Если они внорме, то они не мешают , также как и волосяной покров в подмышечных впадинах. Бедра, относительно расширенные по отношению ко всему телу, с их мягкими округлостями и это второй характерный признак женщины, и его охотно подчеркивают видом спереди. Если у модели слишком широкие бедра, этого лучше
избегать. Отрез ног может оказаться неблагоприятным, так как увеличивает впечатление ширины. С помощью света можно сделать так, чтобы бедра казались уже.Свет нужно направить так, чтобы освещался только один контур бедра, вы то время как другой исчезает в тени. Если это из художественных соображений невозможно, то можно расположить бедра несколько сбоку от фотокамеры. Если модель легким поворотом свою верхнюю часть приведет во фронтальное положение, то и относительно полная фигура производит впечатление более стройной, особенно в талии. Однако при такой позе следует обращать внимание на искажающие кожные складки. Спина и ягодицы в изображении
как мужского, так и женского тела, предъявляют совершенно различные требования к средствам изображения. Для мужчин характерна спортивно сложенная, мускулистая, сильная спина. У женщин больше мягкости и нежности округлостей, гармонии линий. Форма ягодиц также является половым признаком женщины. У молодой модели темпераментный вид со спины, исходящий от тонкой талии, может стать привлекательным мотивом для съемки обнаженного тела. Мягкое высвечивание усиливает пластичность форм, слишком жестких теней следует избегать.Теневые дыры появляются при неправильном освещении и в обеих крестцовых ямках, что портит в общемто прелестную деталь вида со спины. Особенно важно для спины и ягодиц одно правило: чем ближе камера и чем больше сектор, тем безукоризненнее должны быть формы и кожа. Как раз в области ягодиц и обнаруживается даже у молодых моделей характерная вялость кожи от долгого сидения и недостатка спортивных занятий. Съемка этих частей тела с близко
го расстояния в этом случае неуместна. То же самое можно сказать в отношении чистоты кожи. Она не бросается в глаза при изображении фигуры во весь рост, но
при детальном изображении проявляется очень сильно. Если используется черно-белый материал, то можно удалить ее без проблем с помощью желтого или оранжевого фильтра. Но при цветной съемке прыщи и царапины производят неизгладимо неприятное впечатление. Если их нельзя смягчить с помощью легкого грима, то следует отказаться от детальной съемки.Также при съемки спины существует абсолютно предотвратимый источник ошибок, а именно скучное освещение. Если спина выступает
как равномерно светлая, несмоделированная плоскость, то она теряет всякую привлекательность.Естественно, человеческая спина не обладает таким богатством
форм, как другие части тела. Но при разумной подаче света с полутонами у женской модели или с более сильными у мужской, где напряжение мускулов еще больше
усиливает структуру, можно внести хорошую пластику и жизнь в плоскость. Ноги в позе и движении являются важным выразительным средством. Так как они несут на себе
всю тяжесть тела, то их постановка часто определяет позу тела. Для мужской модели они являются атрибутом силы и динамики, для женской и чаще воздействуют более легко и грациозно.С давних времен художники спорили по поводу постановки ног. Так называемый контрапост ( стоящая нога и играющая нога) берет свое начало в античности. Одна нога несет на себе всю тяжесть тела, другая разгружается для сохранениявозможности движения и варьирования позицией. Ход движения становится более рассеянным и гармоничным. При положенных друг на друга или скрещенных ногах часто не замечают непроизвольно сплющенную икроножную мышцу или другую подобную деформацию. Этого можно легко избежать, если модель незаметно приподнимет скрещенную ногу. Пересечения в позе ног, прерывающие контур, существенно ослабляют впечатление от изображения. Большинство снимков в полный рост выполняются при положение фотокамеры на высоте глаз или груди и в результате воздействия перспективы
получаются укороченными. Если хотят скорректировать на изображении слишком короткие ноги, тогда подойдет более низкое положение камеры. Подобного же эффекта можно добиться, если модель при съемке стоит на цыпочках. Если модель имеет слишком толстые бедра, то от фронтальной съемки следует отказаться. Иногда помогает скрещивание ног, так как скрывается один из контуров. В заключении еще раз по поводу недостаточно рассмотренной педагогической функции детальной съемки. Многие опытные мастера советуют начинающему фотографу начинать с фотоэтюдов деталей, так как съемка деталей несет только часть технических и художественных сложностей изображения обнаженной фигуры в целом. Кроме того, как раз это для новичка упрощает сложную проблему модели. Многие модели, не способные претендовать на съемку фигуры в целом, обладают предпосылками для съемки деталей.Во всей сфере фотографии в последние годы сильно выросло значение цветной съемки. Черно-белая же становится узко профессиональной областью. Естественно, цвет делает фотографии более правдоподобной и конкретной. Но одно только это не было бы выигрышем для актовой фотографии. Как раз абстракция. Которая является результатом перенесения естественных красок природы в серую гамму тонов черно-белого изображения, а вместе с ней и устранение слишком натуралистичных представлений, сталкиваются с предполагаемым в изображении акта высказыванием. Употребленный необдуманно цвет, означал бы таким образом шаг назад. Где же скрыты возможности применения цвета в фотографии обнаженного тела? Важно обратить внимание на тот факт, что цветная фотография и пестрая фотография не одно и то же. Во всех сферах применения цветной фотографии имеет место ограничение числа цветов на одном снимке. Пестрота означает случайное и беспорядочное сосуществование самых различных цветов и тонов, что не приносит пользы художественной фотографии. Но при соответствующем содержании изображения и для конкретной модели может быть осознанно скомпоновано определенные интенсивные цветовые сочетания. Практика показывает, что изображения, построенные в цветовом оформлении на эффекте контраста дополнительных цветов, производят на зрителя более активное, свежее и живое впечатление, чем те, которые тон в тон выдержанны в родственных цветовых тонах. Последние скорее излучают покой и задумчивость, иногда меланхолию. Умелое цветовое оформление позволяет даже выразить в изображение романтизм, лиричность, не соскальзывая в безвкусицу. Передача цветом оттенков кожи имеет большую, чем чисто документальную, выразительную функцию. Цвет кожи почти никогда не является единственной краской на снимке. Другие цвета могут его поддерживать, подчеркивать или ослаблять. Удастся ли осуществить возможное или предполагаемое высказывание,это зависит от того, как удается фотографу поставить цвет кожи в правильное соотношение к цветам окружения, фона и аксессуаров. Сверх правдоподобная передача усиливает впечатление материальности. Основное средство изображения в цветной фотографии это контраст цветов. Его нельзя дать логично в черно-белой фотографии, где единственная возможность инсценировать пространство в плоском изображении дается через световой контраст. Об образном воздействии различных цветов в фотографии можно судить по четырем шкалам: Шкала теплых цветов ( от красного к фиолетовому) имеет решающее значение для цветовой пластики, для иллюзии пространства. Теплые цвета сильнее притягивают взгляд зрителя и тем самым заставляют отступить более холодные тона на задний план. Так красный и оранжевый цвета идеальны для переднего плана, желтый и зеленый и для среднего, а голубой для заднего. Из этого получилось бы совершенное в отношении цветов эшелонирование в глубину.Практика фотографии доказывает убеждающее пространственное впечатление от такого и производного от него расположения цветов.Шкала яркости имеет значение для
формирования эффекта объемности за счет ступенчатого перехода от светлого к более светлому или от темного к более темному для одного цвета в пределах одного тона.
Шкала чистоты и цветовой тон при постоянной яркости меняет степень своей чистоты в зависимости от того, больше или меньше он смешивается с серым цветом. Одну край
нюю точку этой шкалы образует данный цвет в наивысшей чистоте, другую и всегда серый цвет. Использование цветовых тонов этой шкалы также играет роль для создания
пространственности и пластики в изображении. Смешанная шкала функционирует за счет возможности цвета при неизменной яркости и при том же содержании серого цвета приближаться к своим соседям по цветовому кругу. Для этой шкалы характерны больше психологические аспекты восприятия. Зеленый, например, всегда воздействует теплее и приветливее, когда содержит больше желтых примесей, или холоднее и даже неприятно, когда он больше приближается к голубому.Конечно, в практике эти шкалы не
применяются изолированно и постоянно проникают друг в друга. Этот комплекс композиции цветного изображения принято называть синхронным контрастом. Он зависит не только от значений цветов, но и от соотношения величин цветовых поверхностей, и часто использует оптические обманы, как, например, красная поверхность придает нейтрально серому фону зеленоватое мерцание и наоборот. Это означает для фотографа практика то, что модель с бледной кожей нужно изображать в контрасте с бледными,
смешанными, холодными цветовыми тонами, если ваша задача показать кожу модели теплой. Смягчить же вид слишком загорелой кожи можно через сочетание родственных красных тонов в самой большой чистоте. Для синхронного контраста также важен тип модели. Для светловолосой модели не подходят слишком интенсивные теплые цветовые тона в окружении и фоне. Светлые волосы производят впечатление более воздушных и ярких, когда они выделяются на фоне нежных пастельных цветов несколько более холодных оттенков. С темноволосой или загорелой моделью можно сочетать фон в более сильных цветовых тонах. Также помада пастельного прохладного цвета делает лица теплее и свежее, резкий красный цвет на губах делает тон лица более бледным, что следует учитывать при съемке крупным планом.Все, о чем мы до сих пор говорили,
касалось эротической съемки без ясно различимого заднего плана.Однако нередко в изображение вносятся конкретные детали окружающей обстановки и устанавливается определенная связь между ней и человеком Существует отдельное понятие эротическая съемка с включением элементов окружающей обстановки. Естесственно,практически те же самые условия применяются для съемки на открытом воздухе. В целом, в понятие съемки в помещении входит съемка с опознаваемыми элементами окружения, относящимися либо к сфере личной жизни модели, либо создают определенный контраст. Съемка в помещении более близка съемке при искусственном освещении, чем съемка на открытом воздухе. В основном, речь идет о включении в изображении предметов, создающих домашнюю атмосферу. Освещение в этих случаях лабильно и не связано с искусством.
Понятие available light (имеющийся в распоряжении свет) возникло в Америке в 30е годы. С развитием иболее широким использованием высокочувствительных пленок и
сильных объективов в последующие годы это понятие вошло в употребление и у нас. На первый взгляд, этот термин звучит слишком сложно и профессионально. Но это заблуждение. Высокочувствительные пленки и сильные объективы имеются в распоряжении каждого фотолюбителя. Некоторые даже имеют объективы такого качества, что не в состоянии использовать всех его возможностей. Available light это свет, который применяется при съемке без использования дополнительных средств, ситуации и настроения, изменения конструкции имеющихся источников света. Главное преимущество такого метода съемки и правдивость и плотность атмосферы изображения. Зернистость пленки, которая появляется благодаря длительному проявлению, и не очень высокая степень резкости создают этот особый вид фотографии, при котором кожа сохраняет свою естественность. Можно таким образом повысить выразительность снимка. Тонкая чувствительность, необходимая мастеру, отсутствие стремления наскоком постичь этот своеобразный мир, позволяют с применением такого света получить яркие, впечатляющие снимки. Что касается самой техники освещения, то очень сложно давать какиелибо советы. Многообразие,проистекающее из места съемки,конкретной ситуации, имеющегося в распоряжении света, представляет массу возможностей. Если в распоряжении есть какой-либо свет, то это. Как правило, неподвижно установленные светильники, которые освещают помещение из одной определенной точки. В редком случае фотограф может изменить направление света. Поэтому основная проблема состоит в том. Чтобы точно оценить характер модели и найтидля нее самое удачное место в
удачной световой точке. В том месте, где будут достигнуты желаемое настроение. Пропорции, необходимо выбирать соответствующую позицию и позу. Ясно, что во время
съемки в домашней обстановке не всегда можно найти соизмеримые источники света как в студии. Для фотографов, не имеющих просветленных объективов, это создает определенные сложности. Но здесь можно применить пару маленьких хитростей, чтобы исправить положение. Большое зеркало, белая стена или по крайней мере большой кусок белой бумаги, расстеленный на полу под определенным углом, позволяют обеспечивать достаточное количество света. Главная проблема съемки в интерьере заключается не в освещении. В противоположность съемке в ателье, здесь проявляется множество ненужных деталей, которые должны занять свое место на снимке. Опасности включить в снимок чрезмерное количество деталей обстановки, сделать его безвкусным, здесь гораздо больше, чем при съемке на свежем воздухе. Предметы, появляющиеся на снимке, относятся как правило к личной жизни. Поэтому изображение получается слишком конкретным, исключающим всякое общение. Те, кто еще имеет небольшой опыт в эротической съемке, часто не обращают внимание на ряд мелких предметов, попадающих в кадр и портящих его. Использованная пепельница, полупустая чашка, детали одежды придают изображению характер профанации и двойственности. Свисающие провода, люстры, комнатные растения на должны попадать в кадр. Основным принципом должно стать то, что каждая деталь несет на себе определенную смысловую нагрузку. Для этого всегда требуется большое внимание. Тот, кто осознал это, всегда передъемкой внимательно проверяет, непопадают ли в кадр лишние предметы. Объективы, пленки, экспонометры и всем этим вещам нечего делать в кадре. Обстановка должна соответствовать модели, ее характеру, поведению, движениям. Ничего нет более неразумного, чем совмещение любой модели с любой обстановкой. Даже мебель или рисунок обоев на заднем плане должны быть ослаблены на снимке. Это всегда является характерным для интерьера и влияет на силу выразительности в целом. При съемке в интерьере всегда большую роль играет взаимосвязь предметов реквизита в зависимости от мотивации. Очень редко цель съемки заключается в том,чтобы документально характеризовать модель через предметы интерьера и совсем никогда не ставятцелью передать реальное представление о роде занятий модели. Конечно, можно производить съемку в ванной или в спальне, но всегда интереснее с помощью интерьера,включенного в изображение, создать неикй контраст, эффект отчуждения, дать возможность зрителю абстрагироваться от реальности, чтобы подчеркнуть красоту и живость человеческого тела.