Статьи
Глубина резкости
26.11.2011
Фотография
Когда объектив сфокусирован на такой специфический объект, как стена, то, как впереди, так и позади плоскости наводки будет пространство, предметы которого также будут находиться в приемлемой резкости. Это пространство называется глубиной резко изображаемого пространства, которое обычно распределяется приблизительно на 1/3 расстояния перед камерой и на 2/3 после плоскости наводки. Объектив с глубиной резкости, скажем, около 2 м при расстоянии до объектива около 5 м будет показывать приемлемо резко все предметы, находящиеся в видимости на расстоянии от 4 до 7 м. Существует два главных фактора, подчеркивающих важность более подробного рассмотрения такого понятия, как глубина резкости.
1. Открытие диафрагмы.
Чем меньше используемое отверстие, тем больше глубина резкости. Это прямая взаимосвязь для любого объектива, сфокусированного на определенную дистанцию.
2. Фокусное расстояние.
Глубина резкости возрастает с увеличением расстояния.Например, штатный 50 мм объектив при диафрагме 4 дает резкое изображение начиная с 2,5 до 4 м, будучи сфокусированным на длину 3 м. При той же диафрагме и фокусировке на 33 м глубина резкости распространяется с 10 м и до бесконечности (насколько может видеть глаз).
Объективы с коротким фокусным расстоянием, т. е. широкоугольные, обладают большей глубиной резкости, чем длиннофокусные объективы, при любой диафрагме. Небольшая глубина резкости длиннофокусных объективов является серьезной помехой даже при минимальном раскрытии отверстия их диафрагмы. Шкалу глубины резкости на обычном объективе надо рассматривать только как вспомогательное средство. Отметки на шкале фокуса по обе стороны объектива не совсем правильно отражают распределение глубины резкости. Другим важным моментом является то, из чего составляется приемлемое определение глубины резкости. Предметы, расположенные па расстоянии, близком к установленному на камере расстоянию, будут находиться в приемлемой резкости только тогда, когда они расположены за точкой фокусировки, т. е. в сторону увеличения. Многие фотографы увеличивают или проецируют более крупные изображения, чтобы выделить детали, или берут часть негатива для увеличения. Для того чтобы удостовериться в надежности работы аппаратуры, нужно сделать несколько пробных снимков предметов, по которым затем будет легко откалибровать камеру. Хорошим примером является съемка вдоль забора, что и создает перспективу. Отмерьте подходящее расстояние от камеры, заметьте его и отмерьте несколько шагов, но обе стороны от точки фокуса. Деревянный штакетник вдоль забора поможет определить точность работы каморы. Далее надо проверить, насколько точно шкала отражает заданную дистанцию.Для этого нужно отснять серию фотографий с различными отверстиями диафрагмы.Повторить эту процедуру с различных расстояний и с другими фокусными расстояниями. Проявить пленку и отпечатать подходящие негативы с увеличением, которое будет использовано позднее. Теперь фотограф сможет наглядно и совершенно точно убедиться, какова глубина резкости объектива и насколько она отвечает поставленным задачам.Довольно простым правилом является проверка камеры путем работы на ней с двумя соседними положениями на шкале диафрагмы. Если вы сначала работали с камерой при диафрагме 5,6, то затем увеличьте отверстие до 4. Понимание значения глубины резкости является жизненно важным для любого фотографа. Однако существует множество случаев, когда важнее забыть о ней, так как псе предметы от А до Я должны быть в фокусе. Зеркальные камеры с одним объективом создают также и психологические проблемы. Зачастую, если нужно сфотографировать два предмета с различных расстояний, точку фокуса надо искать где-то посередине между ними. Если смотреть через зеркальную камеру с одним объективом, то они оба будут вне резкости. На первых порах трудно не фокусировать камеру по одному из них (что является недопустимым). Не следует этим соблазняться — вот в чем секрет успеха. Техника съемки следующая. Сначала сфокусировать камеру по дальней нужной точке, отметить расстояние и построить то же самое с ближней точкой. Затем отметить на шкале, какое отверстие диафрагмы понадобится для создания необходимой глубины резкости между ними. (Предполагая, что вы хотите пространство перед ближней точкой и общий фон видеть вне резкости.) Установите это отверстие, которое в свою очередь определяет выдержку. Возникают трудности, если заряженная пленка или слишком малой, или слишком высокой чувствительности. Это создает помехи при выборе подходящей выдержки.Если пленка слишком чувствительна, то можно ограничить силу света фильтром. Таким может быть нейтральный фильтр для цветной пленки. Для черно-белой пленки наиболее подходящим является желтый фильтр. Если же пленка слишком низкой чувствительности, остается только сменить ее на другую, более чувствительную,иначе снимать невозможно.