Статьи
Глубина резкости
26.11.2011
Фотография
В макрофотографии степень увеличения и глубина резкости
неразрывно связаны между собой: по мере роста
увеличения глубина резкости падает. При малых значениях
диафрагмы глубина резкости становится больше,
при открытой диафрагме - меньше. Степень увеличения
является наиболее важным фактором, определяющим размер
зоны резкости. Теоретически полностью в фокусе может
оказаться лишь небольшая часть деталей - те из них,
которые находятся строго в плоскости фокуса. Однако за
пределами этой плоскости располагается зона частичной
резкости; поскольку падение резкости является плавным,
по крайней мере часть зоны может выглядеть вполне четкой.
Размер этой части и составляет глубину резкости.
ЧТО такое глубина резкости?
Среди фотографов бытует заблуждение, согласно которому
длиннофокусные объективы обеспечивают меньшую
глубину резкости, чем стандартные и широкоугольные.
Это далеко не всегда так, поскольку на размер зоны приемлемой
резкости влияет множество факторов: значение
диафрагмы, фокусное расстояние объектива, степень увеличения
и расстояние до объекта. Если увеличение и диафрагма
постоянны, то глубина резкости при использовании
любого объектива будет неизменной. Если вы снимете
объект в масштабе 1:1 с помощью 50-мм макрообъектива и
с помощью 200-мм макрообъектива, то в обоих случаях вы
получите одинаковую глубину резкости.
В обычной фотографической практике мы измеряем
глубину резкости в метрах, поскольку в большинстве случаев
интересующие нас объекты располагаются на существенном
расстоянии. Например, при съемке объекта на
дистанции 5 м при диафрагме f/22 глубина резкости будет
очень велика. Небольшие ошибки в фокусировке не
повлияют на качество изображения, поскольку закрытая
диафрагма сделает резкими практически все планы композиции.
В макрофотографии и съемке крупным планом ситуация
меняется. Если снять объект на расстоянии 50 см, то
дистанция между ним и объективом существенно сократится
- глубина резкости на этот раз измеряется в миллиметрах,
даже при диафрагме f/22. Любое незначительное
перемещение камеры или кольца фокусировки в такой ситуации
становится катастрофой. При использовании среднеформатной техники глубина резкости уменьшается
еще сильнее,поскольку возросшая площадь кадра побуждает
работать с большим увеличением. Чаще всего среднефор-
матная оптика позволяет скомпенсировать этот эффект,
обладая расширенным диапазоном малых значений диафрагмы.
Существует два способа увеличить глубину резкости:
закрыть диафрагму или снимать в меньшем масштабе.