Статьи
«Мигрирующий» свет
26.11.2011
Фотография
Техника мигрирующего света — еще один способ «рисования светом», несмотря на то,
что она используется для совершенно других задач.Обычно невозможно хорошо осветить
большие производственные помещения или длинные туннели при ограниченном количестве
светового оборудования. Творческий фотограф может, однако, с помощью техники
мигрирующего света и одной лампы эффективно снять общий вид такого места. Самое важное
условие для этого — достаточная для долгого времени экспозиции темнота. В то время,
когда затвор открыт (установка «B» и кабельный спуск с блокирующим устройством),
фотограф обходит объект съемки, держа в руках лампу (галогенная лампа и пленка для съемки в
помещениях или лампа broncolor HMI и пленка для съемки при дневном свете)
и равномерно освещает объект. Для имитации направления главного света фотограф
освещает объект немного дольше с одного угла. Требуемое время экспозиции легко определить с
помощью экспонометра. Лампа устанавливается на стойку, расположенную в месте, откуда будет идти
главный свет, и необходимое время экспозиции определяется с помощью экспонометра.
Полученное значение времени примерно соответствует времени экспозиции для главного
источника света. Любые света и специальные эффекты могут создаваться одной и той же лампой,
за счет уменьшения различных времен освещения, добавленных к времени главного освещения.
Слово «добавленный» в этом случае более значимо, поскольку главный свет является определяющим
фактором для фактической экспозиции пленки и времени экспозиции. Исключительное назначение
осветления и специальных эффектов — уменьшить контраст и создать атмосферу, но эти эффекты
никогда не должны влиять на общую экспозицию. Технику мигрирующего света можно использовать
также со вспышкой. Опять же, для определения требуемой рабочей диафрагмы при использовании
вспышки проводятся пробные экспозиции. Это позволяет легко рассчитать количество вспышек,
необходимых для меньших диафрагм:
2 спуска — 1 дополнительный f-stop
2 спуска — 2 дополнительных f-stop
8 спусков — 3 дополнительных f-stop
Повторюсь, помещение должно быть достаточно темным во время открытия затвора и проведения
необходимого количества вспышек в главной области освещения. После этого можно высветить
другие области меньшим количеством вспышек.Опыт показывает, что 8 спусков вспышки достаточно
для экспозиции. Если Вам необходимы более высокие значения fstop, учтите, что изза эффекта
прерывистого освещения вместо расчетных 16 вспышек требуются 25–30 спусков. Кроме того,
если при экспозиции в сочетании с мигрирующим светом используется непрерывный свет, то во
всех расчетах необходимо учитывать эффект Шварцшильда. Если для используемой эмульсии
пленки нет данных взаимности, то можно применить старую формулу; чтобы как можно точнее
компенсировать эффект Шварцшильда время экспозиции должно быть увеличено в два — четыре
раза по сравнению с показаниями экспонометра (чтобы исключить ошибки проведите брекетирование!).
При отсутствии более мощных устройств для мигрирующего света может использоваться даже
маленькая ручная вспышка, работающая от батареи.В этом случае можно даже не использовать экс
понометр, поскольку на маленьких вспышках обычно указывается ведущее число. Правильная
рабочая диафрагма рассчитывается исходя из частного ведущего числа и расстояния от вспышки
до объекта.При съемке туннеля или галереи фотограф может не иметь возможности переместить
мигрирующий свет за плоскость изображения. В этом случае фотографу приходится перемещаться в поле
зрения камеры. Эта проблема тоже решаема: фотограф должен быть полностью задрапирован черной
одеждой и, держа в руках источник непрерывного освещения, удаляться от камеры в направлении
заднего плана. В то же время фотограф должен освещать стены туннеля и выпуклые объекты,
не освещая при этом прямо главный объект. В идеале человек, несущий источник света, не
должен останавливаться, чтобы не допустить появления своего затененного изображения в разных
частях кадра.Примерное время освещения (и соответственно скорость движения человека с лампой)
определяется с помощью экспонометра. Для этого лампа располагается сразу за объектом,
и требуемое время экспозиции (= длительность освещения) и рабочая диафрагма определяются
по показаниям экспонометра. Основываясь на рассчитанном значении и длине туннеля
легко определить скорость,с которой должен передвигаться человек с лампой.Если съемка
происходит в туннеле с большим диаметром, то человеку с лампой, возможно, потребуется
повторить процесс освещения четыре раза, т.е. пол, потолок и обе боковые
стены должны освещаться отдельно.