Статьи
Направление и действие света
26.11.2011
Фотография
А теперь давайте рассмотрим изобразительное воздействие естественного солнечного света,
поступающего из различных направлений и под различными углами. И направление (относительно
оси камеры), и угол оказывают решающее воздействие на результат съемки. Если солнце
находится позади камеры — это фронтальное освещение. Когда солнце стоит низко,
свет падает на объект более или менее горизонтально, почти не отбрасывая видимой тени.
Такое плоское освещение подавляет все впечатление о глубине сцены и может подходить
для объекта, содержащего много мелких деталей, которые потерялись бы при более
динамичном освещении. Плоское освещение свет также хорошо подходит для объектов с большими
заметными высококонтрастными областями.Фронтальное освещение под большим углом меньше всего
подходит для портретов: оно создает уродливые тени в глазных впадинах, а также под носом и
подбородком, искажая выражение лица. Прямой верхний свет также не подходит для съемки
композиций, включающих людей. Лучше всего снимать такие фотографии ранним утром или поздним
вечером. Цветовая температура дневного света в это время дает более приятную цветопередачу.
Контровое освещение, с другой стороны, привлекательно и универсально. Оно дает бесконечное
множество разных и удивительных эффектов. Так съемка прямо против света без заполняющего
освещения дает чистые силуэты, возможно окруженные светящимся ореолом. Небольшой
заполняющий свет оставляет эффект контражура, но выявляет некоторые детали главного объекта.
Иногда можно даже включить в кадр солнце как источник света. Возможные побочные изображения,
возникающие в результате частичного отражения ореола от поверхности объектива, редко
мешают, и могут даже быть желательным изобразительным средством.Боковое освещение под
малым углом сверху — наиболее часто используемое прямое освещение. Такое освещение дает
значительно больший тоновый диапазон, чем плоское фронтальное освещение, хорошо моделирует
объект и добавляет глубину, выявляя некоторые поверхностные текстуры. Тени при этом
освещении выглядят естественно и редко препятствуют передаче объекта — особенно после заполнения.
Освещение под малым углом, или скользящий свет особенно интересен для акцентирования плоской
текстуры, но не подходит для всех объектов. На изображениях людей, снятых при таком освещении,
одна сторона лица и тела объекта находятся в глубокой тени. Это также иногда может быть
интересным — а слишком глубокие тени всегда можно заполнить.