Статьи
Основные фильтры для черно-белой фотографии
26.11.2011
Фотография
Для черно-белой фотографии обычно необходим набор фильтров пяти цветов. Фильтры с цветами,
перечисленными ниже, выпускаются с разными оптическими плотностями для различных
эффектов — более плотные фильтры в большей степени высветляют объекты с цветом,
соответствующим цвету фильтра, чем менее плотные.Кривые поглощения дают представление
о том, как фильтр пропускает или поглощает разные цвета. Обычно строятся графики
отношения пропускания в процентах (или плотности) к длине волны в нм.
Поскольку фильтр поглощает часть света, проходящего через него, при использовании
фильтров следует увеличивать экспозицию, умножая ее на кратность светофильтра.
Этот показатель зависит от степени пропускания, но также и от спектрального баланса
света, при котором производится экспозиция. Так при съемке при дневном свете, богатом
синим светом, использование синего фильтра потребует большей коррекции экспозиции, чем
при съемке при вольфрамовом освещении с более низким содержанием синего. Та же разница,
в теории, возникает и по отношению к не цветочувствительным и панхроматическим пленкам.
(Практически, нет никакого смысла использовать синий фильтр с не цветочувствительной пленкой).
В технических характеристиках своей продукции производители указывают отдельные кратности
светофильтров для дневного света и вольфрамового света.При съемке на панхроматическую пленку при
дневном свете или с электронной вспышкой, экспонометр TTL автоматически вносит коррекцию
для любого фильтра, установленного на объектив камеры. Однако, это применимо только для
современных экспонометров с кремниевым фотоэлементом. Но даже такие приборы не могут точно
компенсировать спектральную чувствительность различных эмульсий, хотя почти все из отклонений
компенсируются фотографической широтой черно-белых пленок.Для работы скорее всего
понадобятся фильтры следующих цветов:
<b>Желтый фильтр — Кратность 1,5–2</b>
Поглощает ультрафиолетовое излучение и синий свет. Осветляет желтый, красный, зеленый
и затемняет синий. Желтые фильтры используются главным образом для коррекции несколько
избыточной чувствительности фотографических пленок к синему. В ландшафтной фотографии
желтые фильтры затемняют небо и выявляют облака. Более светлая передача листвы
также улучшает ландшафтные изображения.
<b>Оранжевый фильтр — Кратность 2–5</b>
Поглощает ультрафиолет, синий и сине-зеленый цвета. Затемняет синий и зеленый, осветляет
оранжевый и красный. Оранжевые фильтры особенно полезны для съемки на большом расстоянии,
чтобы рассеять дымку и увеличить контраст.
<b>Красный фильтр — Кратность 4–16</b>
Поглощает все цвета кроме красного. Красные фильтры могут использоваться только с
панхроматическими эмульсиями, чувствительными к красному (почти все современные пленки общего
назначения). Эффект схож с эффектом оранжевого фильтра, но более ярко выражен, особенно
в отношении проникновения сквозь дымку и даже небольшой туман. С помощью Темно-красные
фильтры могут дать эффект лунного света даже в солнечный день, а небо становится почти
черным, с ярко выраженными облаками. Пленки с высокой светочувствительностью (обычно с
повышенной чувствительностью к красному) особенно подходят для получения такого эффекта.
<b>Зеленый и желто-зеленый фильтры — Кратность 2–8</b>
Поглощают синий и красный; используются для ландшафтной съемки при увеличенном диапазоне
градаций зеленого. Панхроматические пленки имеют низкочувствительную область в зеленом
диапазоне и поэтому склонны передавать неизмененные зеленые тона слишком темными.
Желто-зеленый фильтр является хорошим компромиссом для улучшения градаций тона при ландшафтной
съемке — не только для того, чтобы осветлить зеленый, но и чтобы затемнить небо.
<b>Синий фильтр — Кратность 2–10</b>
Поглощает зеленый и красный. Поскольку все обычные пленки склонны к избыточной чувствительности
в синем диапазоне, на практике редко возникает потребность в синей фильтрации. Однако
синие фильтры иногда полезны для корректировки высокой доли красного излучения
при освещении вольфрамовыми осветительными приборами, чтобы компенсировать низкое
содержание синего диапазона освещения.Так портретные снимки при вольфрамовом освещении
часто передают красные тона слишком светло. Особенно сильно это выражается в бледности губ,
если объект съемки не загримирован. Синий фильтр исправляет этот недостаток, но делает
голубые глаза светлее и выявляет дефекты кожи. При ландшафтной съемке синий фильтр может
проникать сквозь дымку и, таким образом, улучшать воздушную перспективу. Перечисленные
фильтры обладают довольно высокой оптической плотностью, они предназначены для черно-белой
фотографии. Их никогда не следует использовать для цветной съемки. Инфракрасные фильтры
Инфракрасные фильтры — это специальные темно-красные фильтры. На вид они почти непрозрачны.
Эти фильтры пропускают только инфракрасные лучи. Поэтому такие фильтры пригодны
только для работы с пленками, чувствительными к инфракрасному излучению. Фильтры могут
поглощать весь видимый спектр, так что изображение формируется только за счет невидимого
инфракрасного излучения с длиной волны более 700 нм. В приложении приводится список
выпускаемых инфракрасных фильтров. Фильтры нейтральной плотности или серые фильтры
равномерно задерживают свет во всем волновом диапазоне. Обычно для 35-миллиметровых
камер используются два вида фильтров нейтральной плотности: ND4 и ND 8, соответственно
уменьшающие свет в четыре (2 f-stop) и 8 (3 f-stop) раз.
<b>Для профессиональной фотографии</b>
фильтры нейтральной плотности маркируются по сенситометрической плотности: плотность
фильтра 0,3 требует увеличения экспозиции на один f-stop,плотность 0,6 эквивалентна
2 f-stop и т. д. Часто такие фильтры выпускаются с интервалом плотности 0,1,
эквивалентным 1/3 f-stop. Фильтры нейтральной плотности применяются в разных целях — например,
для достижения более длительных экспозиций с чувствительными объективами или для дифференциальной
фокусировки (большие значения диафрагмы объектива при ограниченной глубине резкости).
<b>Фильтры,поглощающие УФ-излучение</b>
Эти фильтры полностью прозрачны и поглощают только (нежелательную) ультрафиолетовую часть
видимого света. Поскольку почти все оптическое стекло, используемое в объективах, также
непроницаемо для УФ-излучения, Вам может понадобиться этот фильтр только при наличии
интенсивного ультрафиолетового излучения, например в высокогорных районах, или на побережье
моря. В таблице в приложении перечислены выпускаемые фильтры, поглощающие ультрафиолетовое
излучение.
<b>Поляризационные фильтры</b>
Когда мы говорим о свете, мы обычно имеем в виду естественный свет — электромагнитные волны,
колеблющиеся во всех плоскостях, перпендикулярных направлению распространения. Некоторые
эффекты, например, отражение света от неметаллических поверхностей или рассеивание
(из-за молекул воздуха в атмосфере) могут ограничить колебания световых волн одной плоскостью.
Такой свет называется поляризованным. Естественный свет также поляризуется при прохождении
через поляризационные фильтры. Эти фильтры изготавливаются из механически растянутых
пластиковых пленок с красителем, содержащим молекулы, точно ориентированные в продольной
плоскости. Такие фильтры поляризуют естественный свет, и могут задерживать свет,
поляризованный отражением или рассеиванием. Так поляризованные фильтры могут задерживать
нежелательные отражения (если они поляризованы) от блестящих предметов. Такое подавление
наиболее эффективно при правильном угле наклона поверхности (56° от вертикали для стекла)
и при правильной ориентации фильтра. Поэтому поляризационные фильтры оснащаются поворотным
креплением: Вы наблюдаете за объектом через зеркальный видоискатель (или на матовом экране)
и поворачиваете поляризационный фильтр перед объективом до тех пор, пока отражения не будут
выглядеть наиболее ослабленными.Поляризационный фильтр не может подавить отражения от
необработанных металлических поверхностей. Нежелательные отражения могут также возникать
при ландшафтной съемке, например, когда листва отражает голубой цвет неба, что ухудшает цвет.
Поляризационные фильтры могут справиться и с этим.Кратность поляризационных фильтров
составляет 2–4; фактическая кратность может изменяться в зависимости от ориентации
объекта и фильтра. Точные значения экспозиции при использовании поляризационных фильтров
можно получить с помощью замера TTL по матовому экрану павильонной камеры.При использовании
некоторых одно-объективных зеркальных камер, оснащенных полу-рефлексивными зеркалами
или светоделителями для отклонения света на фотоэлемент TTL, возникает особая проблема.
Поверхности, делящие луч, поляризуют свет, и эта поляризация, взаимодействуя с
поляризацией фильтра, может исказить результаты замеров TTL. В таких случаях следует использовать
фильтры круговой поляризации, которые нейтрализуют или устраняют интерференцию такого рода.
В цветной фотографии корректирующие светофильтры необходимы главным образом для устранения
оттенков. Очень многие факторы могут оказывать неблагоприятное воздействие на цветопередачу.
Если нейтральные серые тона изображения имеют сходную окрашенность, как в светлых,
так и в темных областях, то это и есть оттенок. Можно устранить оттенок, используя для
экспозиции фильтр с дополнительным цветом по отношению к цвету оттенка. С другой стороны
если цветной диапозитив имеет оттенки дополнительных цветов в светлых и темных
областях — например, пурпурный в светлых областях, и зеленый — в темных, то этот эффект
называется колебанием цвета). Такие колебания не могут корректироваться фильтрами. Колебания
цвета могут возникать из-за неправильного хранения пленки, неправильной обработки,
использования для экспозиции старых флуоресцентных ламп с очень дискретным спектром,
или, реже, из-за производственного брака. Корректируемые оттенки могут возникать из-за действия
различных факторов: несовпадения цветовой температуры освещения, используемого при
экспозиции и цветового баланса фильтра, отражений от больших окрашенных поверхностей,
находящихся вблизи объекта съемки, колебаний напряжения питания при использовании
вольфрамового освещения, ошибок взаимности при коротких и длинных выдержках и т. д. Фильтры,
специально предназначенные для цветовой компенсации, могут корректировать такие оттенки.
Фильтры, приводящие в соответствие цветовую температуру света и цветовой баланс пленки,
известны как преобразующие или балансирующие фильтры, фильтры, корректирующие отдельные
оттенки, называются фильтрами цветовой коррекции или цветовой компенсации (СС).