Статьи
Освещение модели при портретной съемке
26.11.2011
Фотография
Фотографируемая модель может освещаться либо любыми имеющимися в распоряжении
фотографа источниками света, либо студийными осветительными приборами. Вполне
приемлем прямой свет солнца, ясного неба, окон, а также свет ламп накаливания
и «дневного света». К осветительным приборам, используемым профессиональными
фотографами, относятся прожектора направленного и заполняющего света, электронные
вспышки и лампы-вспышки. Можно также воспользоваться различными экранами, зонтами
и другими белыми отражающими поверхностями для усиления любого источника благодаря
отражению его света. Для большинства ситуаций перекальные фотолампы являются
наиболее удобными в употреблении. Прямой солнечный свет также является вполне
подходящим, хотя надо учитывать, что в большинстве случаев солнце находится высоко
над горизонтом, и поэтому солнечный свет, если не пользоваться дополнительным
рефлектором, может вызывать образование нежелательных глубоких теней на
лице (под глазами, носом и подбородком). И даже применяя рефлектор, модель надо
располагать так, чтобы солнце не светило прямо на нее. Использование открытого
неба в качестве источника света может приводить к хорошим результатам,
но при отсутствии дополнительных рефлекторов тени, которые помогают достичь
рельефности лица, фактически отсутствуют и фотоснимок будет получаться мягким
или плоским. И даже с таким освещением было получено много хороших портретов.
Импульсное освещение обладает всеми преимуществами портативного оборудования и,
будучи мгновенным освещением, приводит к уменьшению вероятности снять человека
прищурившимся. Однако в отсутствие дублирующего света неопытному фотографу довольно
трудно мысленно представить себе снимок. Импульсное осветительное устройство,
установленное непосредственно на фотокамере, создает такое освещение, что лицо
фотографируемого человека получается плоским, особенно если он смотрит прямо
в фотокамеру. В случае цветной фотографии именно при таком сочетании освещения
и положения модели импульсное освещение приводит к тому, что зрачок глаза
на фотоснимке кажется красным. Этот эффект объясняется тем, что сетчатка глаза
освещается импульсной лампой и ее изображение проецируется на фотопленку через
зрачок. Если фотограф хочет получить оптимальное освещение, то для этого
имеются различные напольные и настольные осветительные установки без светорассеивателей.
Однако обеспечиваемая ими яркость света ограниченна, и поэтому приходится
использовать длительные выдержки и (или) большие значения диафрагмы. Например, две
обычные открытые лампы накаливания мощностью 150 Вт каждая, расположенные приблизительно
на расстоянии 2 м от модели, требуют экспозиции 1/60 с при диафрагме 2,8 для
фотопленки светочувствительностью ASA 400. Такая экспозиция несколько ограничивает
глубину резко изображаемого пространства. Большие диафрагменные числа, обеспечивающие
большую глубину резкости, требуют более длительной выдержки, увеличивая вероятность того,
что за время экспонирования человек может сдвинуться. Такие увеличенные экспозиции
приводят к необходимости использования различного типа штативов для фотокамеры. Отметим,
что качество павильонных фотопортретов значительно улучшается при установке
фотокамеры на штатив. При обсуждении различных вариантов установки источников света
для портретной съемки не будем касаться вопросов их устройства. Для обеспечения
достаточного освещения можно рекомендовать пять или шесть источников света.
В портретном освещении первая установка света называется основным или ключевым)
светом (key light). Затем следует установка заполняющего света (fill light),который
подсвечивает тени, образованные основным светом. Кроме того, используют фоновый свет
(background light) для освещения фона, а также контровое освещение (hair light)
для создания бликов света на волосах. И наконец, моделирующий свет (kicker light)
применяют для акцентирования отдельных участков лица и костюма. Обычно источник
основного света устанавливается в одной из трех следующих позиций. Если этот
свет попадает на ближайшую к фотокамере сторону лица, то такое освещение называется
широким (broad) переднебоковым освещением. Если основным светом освещена дальняя
от камеры сторона лица, то такое освещение называется узким (short)
переднебоковым освещением. Если модель смотрит в направлении фотокамеры, то оба
случая становятся эквивалентными. Если источник основного света расположен таким
образом, что обе части лица освещаются одинаково, то такое освещение называется
фронтальным [в оригинале butterfly (бабочка)]. Такое освещение создает впечатление
более узкого лица, чем при переднебоковом освещении. Для переднебокового освещения
источник основного света обычно располагают приблизительно под углом 45° по
отношению к оптической оси объектива. В случае фронтального освещения положение
осветительного устройства определяется положением лица. Как правило, источник
основного света располагается выше головы модели, а точная высота определяется
в зависимости от строения лица. Глубоко посаженные глаза и резкие черты лица будут
скрадываться при низком расположении источника основного света. Если имеется только
один источник света, то обычно выбирают фронтальное освещение или его варианты
Второе осветительное устройство создает заполняющий свет, который подсвечивает тени,
вызванные основным светом Обычно его помещают рядом с фотокамерой с противоположной от
источника основного света стороны и немного ниже его. Как правило, мощность источника
заполняющего света в два раза меньше, чем у источника основного света. Обычно либо
пользуются лампой в два раза меньшей мощности, чем у лампы основного света, либо
устанавливают осветитель на большее расстояние от модели Необходимый баланс между
основным и заполняющим светом можно определить визуально. В случае определения
экспозиции экспонометром замеры должны быть сделаны при включенных источниках основного
и заполняющего света. Фоновый свет применяется для освещения фона. Это освещение весьма
желательно при съемке модели с темными волосами на темном фоне, поскольку в противном
случае трудно различить контур головы.Иногда фоновый свет используют для подсветки
теней на светлом фоне, вызываемых основным и заполняющим светом. Если отказываются
от использовании фонового света, то нежелательные тени на фоне в некоторых случаях
могут быть устранены посредством более высокой установки источника основного света
и расположения модели на большем расстоянии от фона. Контровый свет используется для
создания световых бликов на контуре головы, и обычно источник этого света располагается
выше и позади модели. Источниками основного, заполняющего и фонового света в большинстве
случаев являются лампы накаливания, дающие рассеянный свет (например, перекальные
фотолампы), в то время как для контрового света необходимо использовать световые приборы,
дающие направленный свет (например, прожекторы).В некоторых случаях используется
акцентирующий свет, называемый моделирующим, для выделения определенных участков лица.
Иногда используется дополнительный узкий направленный свет (kickers) для акцентирования
сюжетно-важных деталей, дополнительной обработки объемной формы.