Статьи
"Портретная съемка" Основные требования к студии
26.11.2011
Фотография
Для многих съемка в студийных условиях представляется несбыточной мечтой, поскольку у них слово "фотостудия" ассоциируется с огромным помещением, "напичканным" дорогостоящим оборудованием. На самом деле для съемок в помещении требуется всего лишь свободная комната или даже свободное пространство в комнате в вашем доме, где можно было бы без всяких помех постоянно или при необходимости проводить съемки. При этом полезно иметь набор бумаги разного цвета для создания фона, и таким образом не только варьировать цвет и/или фактуру фона при съемке, но и маскировать такие атрибуты домашней обстановки, как оконные рамы, дверные проемы, розетки электропитания, несовершенство окраски стен и т. п., которые могут оказаться нежелательными на изображении.
В подавляющем большинстве случаев для подобных съемок больше всего подходит однообъективная зеркальная камера 35 мм при наличии объектива хорошего качества. Но если вы намерены сделать большой портрет, то в этом случае потребуется среднеформатная камера (6 х 4,5 см и больше).
Тип нужного вам объектива зависит от размеров рабочей площади и расстояния, которое может быть обеспечено между камерой и объектом съемки. При наличии "среднего" по размеру помещения для камеры 35 мм наиболее подходит объектив с фокусным расстоянием 90 мм. Его часто называют "портретным", так как он позволяет удобно расположиться на некотором расстоянии от объекта и в то же время в кадре окажутся голова и плечи объекта. Объективы со значительно большим фокусным расстоянием (150 мм и больше) могут создавать слегка сжатую перспективу; объективы с меньшим фокусным расстоянием (50 мм и меньше) годятся для портретной съемки крупным планом, когда камера находится близко к объекту.
Если помещение расположено удачно, естественного освещения, как правило, достаточно. Хорошо если это комната с большими окнами, через которые поступает много непрямого солнечного света. При наличии прямых солнечных лучей может получиться слишком контрастное изображение с яркими светлыми участками и густыми тенями. В этом случае затененные участки можно подсветить с помощью рефлекторов. Однако естественное освещение имеет одно существенное неудобство - такое освещение диктуется погодой. Несомненно, вам бы не хотелось отказаться от съемок в помещении только потому, что на улице облачно или идет дождь. Наиболее подходящее искусственное освещение обеспечивает вспышка. Прежде всего, надо иметь возможность работать с одной вспышкой или двумя, в особенности в небольшом помещении, но, может быть, вам захочется приобрести и разместить комплект осветительного оборудования, в который входят: две портативные вспышки, софтбокс (или зонтик) и тубус, обеспечивающий направленный свет. Одно из преимуществ вспышек по сравнению с непрерывными источниками света состоит в том, что они не нагреваются. К несомненным преимуществам можно также отнести срабатывание от блок-синхронизатора, не требующего каких-либо проводов, и возможность одновременно использовать естественный свет без искажения цветов.
Полезной принадлежностью студии является штатив. Даже если вы не боитесь дрожания камеры при съемке с рук, лучше установить ее на штатив. При этом, во-первых, освобождаются руки и, во-вторых, появляется возможность осуществить тонкую регулировку освещенности и более тщательно продумать позу объекта.
Если через окна комнаты, где вы проводите съемку, проникает яркий, но не прямой солнечный свет, можно обойтись без искусственного освещения. Для создания этого портрета фотограф просто тщательно расположила объект по отношению к окну и убедилась через видоискатель, что лицо не окажется чрезмерно контрастным. Черный фон - это не результат применения какой-то бумаги: разница в освещенности объекта и окружающей обстановки была такой, что все, кроме непосредственного переднего плана, оказалось существенно недоэкспонироваиным.
И в студии, организованной у вас дома, вы можете получить очень хорошие снимки, используя при этом минимум оборудования. Для этих двух портретов задником служит большой квадрат мятого материала, прикрепленного к переносной подставке. В качестве освещения применяются две вспышки, одна из которых направлена на задник, отражающий свет на объект.
Использование различной бумаги для создания фона позволяет вам влиять на впечатление, производимое изображением. На снимке вверху объект расположен на черном фоне. Даже в этом случае девочку пришлось "выдвинуть" несколько вперед, чтобы убедиться, что свет, отраженный от фронтально расположенной вспышки, и прямой и фоновый свет не попадают на бумагу и не создают светло-серого фона. Для снимка внизу была использована белая бумага, и фотограф слегка смазала вазелином прозрачный фильтр объектива, чтобы "рассеять" свет в нижней части кадра.
Подход к фотографированию детей в возрасте, представленном на снимках, совсем иной, чем в случае младенцев или делающих первые шаги малышей. Чтобы правильно организовать и продуктивно провести съемку в студии, вам необходимо установить взаимопонимание с вашими юными персонажами и заручиться их активной поддержкой. Если вам удастся сделать так, чтобы час или два, которые им предстоит провести в условиях студийного освещения, пролетели для них весело и незаметно, ваш шанс добиться выразительных поз и неподражаемых выражений лиц силънр возрастет.
На смену первоначальной скованности приходит любопытство к камере, освещению и вообще к интерьеру фотостудии. Постарайтесь в простой и доходчивой форме объяснить, что представляет собой оборудование, где и в какой позе должен находиться ребенок и что он при этом должен делать.
Не забывайте, что дети очень легко отвлекаются. Если вы, например, будете слишком долго устанавливать освещение, менять пленку или выбирать выдержку, вы рискуете лишиться внимания детей и желания продолжить "игру в фотосъемку".
Простой белый фон хорош, когда верхняя часть одежды яркая и многоцветная. Глаза играют важную роль при позе, аналогичной, показанной на этом снимке. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы ребенок знал, куда он должен смотреть.
Очень легко сконцентрировать свое внимание на главном объекте - его позе, выражении лица и т. п. и упустить при этом степень изобразительного эффекта окружающих форм, цвета или тона. Ребенок, одетый в светлые тона, может просто "потеряться" на очень перегруженном фоне. Яркие краски, бросающиеся в глаза пятна и рисунок, которые используются при оформлении изделий для детей, могут отвлечь внимание, если окажутся частью готового снимка или слайда.
При съемках на натуре, будь то на открытом воздухе или дома у клиента, особое внимание следует уделять фону, независимо. от того, сами ли вы размещаете объекты съемки или они уже как-то "разместились самостоятельно". В студии выбор фона обычно предопределен, поскольку установка плоских панелей и решение вопроса о цвете и стиле бумаги для фона априори являются начальными этапами подготовки к студийной съемке.
Когда фон не имеет решающего значения в передаче настроения и атмосферы сцены или не может "поведать" нам о чем-то важном об объекте, лучшим вариантом, как правило, является ровный, ничем "не возмущенный" фон, который не будет отвлекать внимание от объекта.
При съемках на цветную пленку следует помнить, что цвет фона не должен быть близким цвету лица или одежды объекта. При работе с черно-белой пленкой подобная проблема вообще не возникает, но при этом следует иметь в виду, что на черно-белом изображении каждый цвет приобретает свой собственный тон, и, если вовремя не позаботиться о фоне, то потом может оказаться, что тона вашего объекта либо совпадают с тонами фона, либо слишком близки, или слишком различны по контрасту.
Даже при выборе самого простого, незатейливого, фона, каким была ровно окрашенная стена на этом двойном портрете, следует иметь в виду, что фактура фона может быть "навязчивой". В данном случае эту проблему удалось обойти за счет переэкспонирования фона. В результате была "стерта" какая-либо зрительно воспринимаемая информация о поверхности фона.
Если при съемке царит полная "возмущений" окружающая обстановка, объект можно легко изолировать от отвлекающих внимание факторов. В данном случае фотограф решила эту проблему, поместив юный персонаж на фоне неокрашенного дощатого ограждения. Затем с помощью среднего телеобъектива удалила все лишнее из поля зрения видоискателя. В черно-белом варианте тональные контрасты имеют важное значение. На этом снимке можно видеть, как умело использовала фотограф контраст между деревянным ограждением и платьем девочки.
При съемках в студии, тщательно выбирая направление света от вспышек и располагая объект на достаточно большом расстоянии от фона, можно добиться довольно существенной разницы в экспозиции для переднего и заднего плана, так что объект окажется как бы в изоляции. Однако если вы хотите показать какие-то цвета или тона фона, прийдется "пропить" некоторое количество света сзади ребенка, чтобы он достиг фона, иначе ребенок окажется в кромешной тьме.
В этом портрете фотограф получил положительный эффект от серо-синего фона, который гармонирует с сине-зелеными цветами юбки из клетчатой шерстяной материи. Боковое освещение помогает проработать фактуру задника. Чтобы придать выразительность глазам, фотограф попросил девочку смотреть прямо на мать, которая стояла справа от камеры.
Изобразительные приемы кадрирования в пределах снимка служат различным целям. Они могут использоваться для акцентирования внимания на какой-то существенной части композиции. Чаще всего - это то место, где находится объект. "Кадр" в кадре может создать визуальный эффект, отвлекающий внимание от части изображения, которая ему не очень нужна в плане общей композиции, например, от занимающего много места ясного, без характерных особенностей неба. Можно просто сделать так, чтобы нежелательные элементы не попали в кадр.
При отсутствии естественных рамок или границ, таких, как дверные проемы, арки, окна, кустарники и т. п., их можно создать искусственно, держа, например, около объектива ветку с листьями. Используя видоискатель, убедитесь, что такая "граница" занимает предназначенное ей место в сцене, и, чтобы она не отвлекала внимание, сделайте ее смазанной, выбрав более широкую диафрагму.
Функции "рамки" могут выполнять длинные распущенные волосы - должным образом уложенные они могут также быть прекрасным обрамлением лица. Для обрамления лица при портретных съемках крупным планом очень хороши шляпы, шарфы и другие предметы одежды, в особенности яркой окраски.
Использование ярко окрашенных оконных рам для обрамления объекта позволило ввести в этот портрет строгий графический элемент, причем особое внимание было обращено на то, чтобы наиболее важная часть объекта была точно расположена в пределах площади прозрачного стекла. Слабый конденсат на внутренней стороне стекла дал эффект "мягкого фокуса".
Вначале вашей работы даже над минимальной серией снимков юного существа нетерпение его родителей может обескуражить кого угодно. Так с чего же начинать? По мере накопления соответствующего опыта вы сможете принимать правильные решения. Первое и самое главное - это оставаться самим собой, то есть чувствовать себя непринужденно: ваша скованность, неестественное поведение сразу же передадутся окружающим. Далее, в зависимости от возраста ребенка, решите, как будет производиться съемка - если требуется опора, например стульчик, чтобы усадить малышку, или опора для ребенка постарше, но еще нетвердо стоящего на ножках, установите то или другое и начните готовить освещение, применительно к выбранному месту. Основной источник света и боковой свет должны быть установлены, пусть даже не окончательно, до того, как вы попросите ребенка занять нужное место. После того как ребенок его займет и примет нужную позу, быстро произведите окончательную настройку интенсивности и направления света и сделайте последние приготовления к съемке: чем быстрее, тем меньше времени останется у ребенка, чтобы начать капризничать.
Никогда нельзя предугадать поведение ребенка в фотостудии: иногда это неудержимый плач, иногда - беспрерывный смех. Эта маленькая девочка нашла оборудование и людей в студии "забавными". Как только были установлены освещение и стульчик, она уверенно заняла свое место, спокойно принимала одну позу за другой и чутко реагировала на подсказки фотографа.
Основным источником света для этих снимков являлась студийная вспышка с софтбоксом, установленная слева от камеры. Несколько ближе к объекту и более фронтально, но справа от камеры, находилась другая вспышка с софтбоксом для снижения контраста на лице, причем мощность этой вспышки составляла всего лишь треть мощности основной вспышки. Третья вспышка без софтбокса была установлена сзади и несколько в стороне от девочки для создания над ее головой фона в виде яркого светлого пятна.
Хотя это и трудно объяснить, но всех нас притягивает портрет, в котором фотограф сумел передать характер объекта, а не только сходство с оригиналом. При этом не исключено, что какие-то элементы композиции вам могут не нравиться или интерпретироваться по-разному, и все же объект "выходит" из кадра и привлекает ваше внимание.
Успех конкретного портрета определяется не только индивидуальностью изображенного объекта, но и тем, как фотограф расположил его (или объекты) в пределах поля изображения. Составление композиции требует от фотографа решения о содержании кадра, которое часто принимается совершенно интуитивно.
И в самом деле, не существуют такие правила композиции, выполнение которых гарантирует хорошие результаты. Но, следуя некоторым рекомендациям, вы можете существенно облегчить себе жизнь. Например, расположенные в центре кадра фигуры, как правило, создают композицию статичную, в то время как расположенные в левой или правой части кадра активизируют изображение и придают ему динамичность. Если использовать для объекта край кадра, лучше всего, чтобы объект смотрел через поле изображения в направлении имеющегося пространства, а не из кадра.
При съемке камерой 35 мм или среднеформатной камерой (но не 6 х 6 см) вы можете выбрать горизонтальное или вертикальное обрамление изображения. Горизонтальный формат способствует восприятию изображений, имеющих протяженность в ширину, связывая левую и правую части кадра. Вертикальный же формат помогает направить взгляд в глубь сцены, более строго связывая передний и задний планы.
Когда вы работаете с группами детей в неофициальной обстановке, вы не можете позволить себе быть слишком жестким в исполнении своих замыслов - "плывите по течению", будьте внимательны к любым возражениям и не опасайтесь отснять большее количество пленки, чем вы запланировали.
Однако, даже если временная сплоченность детей нарушается, вы можете предпринять более прямое "наступление", например, заведя разговор на тему, которая не может не вызвать ответной реакции детей. Это могут быть спорные высказывания о качестве местных футбольных или баскетбольных соревнований или что-то, о чем охотно может быть высказано мнение в связи с телевидением или кино или что-то вызывающее живой интерес в окружающей местности.
Нет никакой необходимости давать точное определение формальной портретной съемке. Достаточно сказать, что любой объект или группа объектов, специально позирующие перед камерой, это и есть формальный портрет. Если на снимке два объекта или больше, предполагается, что между ними есть что-то общее, какая-то связь, которая объясняет, почему они вместе на одном снимке. Это могут быть дети из одной семьи, члены одной спортивной команды, музыканты одного оркестра или одноклассники.
При съемках большой группы детей надо всегда быть настороже: существует вероятность зафиксировать что-то забавное, поскольку во время размещения дети практически не контролируют свои позы и выражения лиц.
В студии, где используется искусственное освещение, проследите за тем, чтобы смещенный от центральной оси осветитель не отбрасывал тень от одного участника съемки на важные части тела другого. Если вы используете больше одного источника света, а именно так часто и бывает на самом деле, удостоверьтесь через видоискатель камеры, что все тени отбрасываются в одном и том же направлении. Противоречащие друг другу тени придают изображению неестественность, раздражают и отвлекают внимание от самих объектов.
При использовании лампы накаливания направление теней определить нетрудно, потому что свет непрерывен. А вот при освещении вспышкой вам надо воспользоваться встроенным источником света, если таковой имеется, чтобы предвидеть хотя бы примерно результат освещения. Если у вспышки нет такого источника, поместите на той же высоте настольные лампы и направьте их свет так же, как и от головки вспышек, - по одной лампе на каждую головку, и тогда вы будете иметь полное представление об освещенности и распределении теней.
При фотографировании пар и групп не забывайте также о том, что чем больше людей, тем труднее четко и привлекательно зафиксировать каждого и в особенности лица. Например, делая один или два снимка, вы рискуете уже после обработки пленки обнаружить, что в критический момент кто-то из группы мигнул, посмотрел в сторону или не смог сдержать зевоту. Поэтому делайте как можно больше снимков, чтобы обеспечить "запас прочности": отличная пленка и ее обработка обойдутся вам дешевле, чем повторный сбор группы и новая съемка. И дело тут не только в затратах времени и средств, но и в риске пошатнуть свою репутацию и растерять клиентуру. Рассматривая снимок с изображением только ребенка, иногда бывает трудно судить о его размерах или возрасте. Один из способов показать хрупкость маленького существа - сфотографировать его вместе с чем-то известным по размерам. Очевидно, что лучше всего вместе с маленьким ребенком ввести в снимок взрослого или хотя бы какую-то часть его фигуры.
В случае студийной съемки детишки появляются в студии всегда в сопровождении родителей или кого-то из взрослых, с кем они чувствуют себя уютно и спокойно. Если же речь идет о съемках у клиента дома, опять-таки найдется взрослый, который сможет вам помочь.
Наряду с уточнением представления о размере маленького ребенка, наличие в кадре взрослого решает и другую проблему - помогает малышу найти опору и поддержку, без которых он не может даже сидеть.
Чувствительность эмульсионного слоя пленки связана с размером зерен светочувствительного материала - одного или нескольких галогенидов серебра, которые наносятся на прозрачную гибкую основу из органического материала. Низкочувствительные пленки (с малыми числами 150) являются мелкозернистыми, в то время как высокочувствительные (с большими 150) - крупнозернистыми. Увеличение площади поверхности зерен делает их более светочувствительными. Каждое удваивание числа 150 эквивалентно одной ступени экспозиции. Например, пленка 150 100 вдвое чувствительнее пленки 150 50, а это означает, что на одну ступень могут быть уменьшены диафрагма или выдержка для осуществления той же экспозиции пленки.
Главное, что следует иметь в виду при выборе пленки, - это то, что чем выше чувствительность, тем более заметными становятся на отпечатках или при проецировании слайдов зерна галогенидов, покрывающих пленку. В большинстве случаев вам захочется иметь мелкозернистую пленку, не проявляющую зернистости вообще или проявляющую ее, по крайней мере, минимальным образом. Однако возможны ситуации, когда зернистость пленки окажется желательной для увеличения общего эстетического эффекта изображения.
Нет правила без исключения. Если объект съемок спокоен и мирно посапывает, у вас есть время на организацию сцены и выбор освещения. В таком случае можно использовать минимальное количество пленки, поскольку успешный результат съемки почти гарантирован.