Регистрация

Чтобы смотреть полные анкеты, большие фотографии, знакомится, комментировать и общаться, необходимо зарегистрироваться. Зарегистрированный пользователь имеет массу возможностей: неограниченное место для хранения фотографий в оригинальном качестве, удобная и быстрая загрузка фото, советы и отзывы профессиональных фотографов.

Статьи

Принципы фоторепортажа

Перед фоторепортажем, одним из информационных жанров журналистики, ставится задача — оперативно,с необходимыми подробностями, в яркой и доступной форме сообщать о каком-либо событии или жизненном явлении. Фотографический снимок может представлять собой убедительную иллюстрацию к литературному тексту. Сделанный на месте и по ходу события, он воспроизводит подлинную картину происходящего. Однако фотоснимок может быть и вполне самостоятельным жанром — фоторепортажем, не нуждающимся в подробном текстовом пояснении. Фоторепортаж располагает двумя методами съемки — репортажным и постановочным. При репортажном методе фотограф не пытается влиять на ход происходящих событий, он лишь фиксирует момент подлинного события, которое происходит независимо от того, фотографируют его или нет. При репортажном методе съемки далеко не безразлична фаза запечатленного события. Поэтому фотограф фиксирует наиболее выразительные моменты, делая разнообразные дубли. Просматривая затем отснятый материал, он выбирает наиболее удачные кадры. Сильная сторона фоторепортажа состоит в его правдивости, не вызывающей сомнений в достоверности изображенного события. Подлинность, документальность фоторепортажа превращает его в мощное средство агитации и пропаганды. Постановочный метод заключается в предварительной организации сюжета с целью фотосъемки. Происходит фиксация заранее подготовленного эпизода. Это близко к особенностям съемки кинофильма, съемки в театре, в фотопавильоне. Элементы профессиональной организации события, которое снимают, не означают его фальсификации — это только приспособление для съемки и получения наилучших выразительных результатов. Подлинное событие может быть хроникальным или в какой-то мере подготовленным, что, в общем, не нарушит его под- линности.С точки зрения совершенства формы фотографического снимка постановочный метод несомненно обладает значительно большими возможностями. Поэтому если фотограф одаренный человек, хорошо владеет технологией фотографической съемки, если он еще и умелый режиссер, и владеет композиционным мастерством, то о таком мастере говорят, что он фотограф-художник, т. е. умеет создавать высокохудожественные фотоснимки. Фоторепортер часто не имеет возможности найти лучшее освещение и композиционное решение, выбрать лучшую, выигрышную точку съемки ввиду быстротечности события или иных условий. Его снимки могут быть протокольны, а порой недо- статочно осмыслены, потому что часто на это не хватает времени. Они могут проигрывать в художественном отношении, но выигрывают в подлинности факта. Это дает основание некоторым искусствоведам утверждать, что фоторепортаж нельзя относить к категории художественной фотографии. Здесь нет однозначного ответа, так как событийный кадр может быть снят в условиях, благоприятствующих получению художественного снимка. О таком репортажном снимке можно будет сказать, что он ре- портажный и художественный одновременно. Но и не художественный информационный снимок может представить собой ценность как документ. Правда, говоря о профессиональной фотографии, где единственный метод — постановка сюжета, мы не так уж часто встречаем подлинно художественные снимки. Причиной тому является порой погрешность в работе некоторых фотографов. При этом они не имеют времени осмыслить сюжет, закончить инсценировку. Этому способствует и разделение фотографического процесса, когда фотограф не принимает участия в изготовлении фотоснимков и лишен возможности контролировать этот процесс. Снимая репортаж, разные мастера могут показать по-разному один и тот же сюжет, ибо всякое художественное творчество, в том числе и фотография, субъективно. Манера снимать, или то, что мы подразуме- ваем под понятием «стиль», так или иначе зависит от индивидуальности фоторепортера, его творческих способностей и добросовестности. Допустимы различные варианты трактовки темы, но все они должны отвечать критерию правдивости. В этом случае, по-разному отражая события, фоторепортеры в своих снимках не исказят факта изобрази- тельными приемами, ракурсами, не естественной перспективой и проч. Субъективность творчества — это творческая интерпретация события и его изобразительного решения. Репортажный метод утрачивает правдивость, если люди, изображенные в кадре, реагируют на присутствие фотографа. Поэтому лучшим методом работы является съемка «скрытой камерой» с применением длиннофокусной оптики. Однако если Это невозможно, то фотографу не следует торопиться; он должен дать возможность фотографируемым адаптироваться, привыкнуть к нему.Репортаж ценен прежде всего правдивостью изображенного. Это относится к правдивости световой обстановки, правдивости движения, жеста, правдивости эмоциональной фазы,все это имеет прямое отношение к репортажу. Снимок может быть сделан репортажно, но если выбран неудачный момент съемки и освещения, то снимок будет выглядеть не правдиво, противоестественно.Однако не следует рассматривать репортажность с точки зрения скрупулезной передачи всех подробностей обстановки, при которых запечатлено событие. Такое точное соответствие не смогло бы выразить субъективного отношения фотографа к событию, к факту. Так, например, оправданный ракурс, позволяющий подчеркнуть величественность человека, усилить впечатление благодаря перспективе, может не полностью совпасть с действительностью. Все это говорит о субъективных наклонностях фоторепортера, его мастерстве и способностях. Репортажная съемка требует от фотожурналиста больших знаний во всех областях жизни, так как репортеров узкого профиля у нас почти нет. Перед каждой съемкой, если фоторепортеру не ясна технология производства, если он не знаком со спортом при съемке спорта, с архитектурой — при съемке архитектуры и строительства, мимикой и жестом — при съемке в театре, то фоторепортер не может рассчитывать на успех. И хотя событие подлинное, отображение его может оказаться неубедительным, неверным. Отсюда ясно, что фоторепортер должен постоянно изучать действительность и углублять свои знания. Репортаж, особенно газетный, связан с большой оперативностью. Если фоторепортер опоздает с передачей информации о событии, она утрачивает всякий смысл. Развитие фотографической техники, средств связи (фототелетайп, передача фотографий по радио) уже в настоящее время создали возможность для самой оперативной информации. Фактор оперативности в известной мере отражается на качестве фотоснимков как в плане художественном, так и в техническом. Например, происходит спортивное соревнование — первенство страны, континента, мира, олимпийские игры — и прессе требуется большая оперативность, сокращается время работы над снимком. Первые кадры матча, который длится 1,5 ч, должны быть отсняты буквально в первые минуты, обработаны, поставлены на телетайп и переданы информационным агентствам. Это значит, что для оперативной съемки такого события отводится несколько первых минут. Оперативность касается не только больших и важных событий. Оперативность информации — это первая заповедь фоторепортера. Это отражается на методике съемки. Все — от первого до последнего кадра — должно быть снято высоко-технично.Более подробные сведения о фоторепортаже можно получить из имеющейся литературы. Наша задача описать технологию работы. 2. Съемка движущихся объектов Сюжеты фоторепортажа всегда должны быть динамичны, так как каждый кадр снимается во время движения объекта. Съемка движущихся объектов требует от фотографа умения фиксировать выразительные фазы движения. Принято считать, что конечной целью получения фотографического изображения является снимок с четким изображением главного объекта съемки. Однако при фотографировании движущихся объектов могут встречаться случаи, когда легкая смазка объекта или фона, на которой проецируется объект, будет способствовать лучшей передаче эффекта движения на снимке. Подобными приемами широко пользуются при фотографировании спорта. Для получения резкого изображе- ния требуется устойчивое положение фотоаппарата в момент съемки, а также небольшое время экспонирования при перемещении объекта съемки. Положение фотоаппарата в руках не может считаться абсолютно устойчивым. Поэтому одно из первых требований к фотографирующему — умение правильно держать фотоаппарат во время съемки. Спуск затвора должен происходить уже при слабом нажатии на спусковую кнопку. При съемке с рук рекомендуется время экспонирования не более 1/20—1/30 с. Устойчивость фотоаппарата с тяжелым и длинным объективом ухудшается, поэтому резкость изображения (степень «смазки») зависит также от массы объектива и величины его фокусного расстояния. Чем больше масса объектива, чем длиннее его фокусное расстояние, тем меньше должно быть время экспонирования при съемке с рук. Фотографам хорошо известно, что с объективом МТО-500 (фокусное расстояние 50 см) не всегда удается получить резкий снимок даже при скорости затвора в 1/100 с. В подобных случаях под аппаратом или объективом желательна опора. Фоторужье «Фотоснайпер» собъективом «Таир-3» (фокусное расстояние 30 см) снабжено плечевым упором. Объект съемки и фотоаппарат в момент экспонирования могут перемещаться в различных направлениях относительно друг друга. Резкость изображения зависит от взаимной скорости перемещения фотоаппарата и объекта и угла перемещения объекта относительно фотоаппарата. Резким в фотографии принято считать такое изображение, на котором величина сдвига изображения отдельно взятой точки не превышает 0,1 мм. Поэтому данная величина считается в большинстве случаев предельно допустимой для кружков нерезкости на негативах, печать с которых производится контактным способом. Для малоформатных негативов кружок нерезкости принят равным 0,025—0,03 мм. Зная скорость перемещения объекта или фотоаппарата, расстояние до объекта съемки и угол, под которым объект перемещается относительно оптической оси объектива, можно рассчитать необходимое время экспонирования затвора, при съемке с которым изображение объекта будет резким.Если направление движения шторок в совпадает с направлением движения объекта (противоположно движению изображения в аппарате), то изображение объекта получится сжатым. Если движение шторок противоположно движению объекта, то изображение объекта удлиняется г. При движении щели затвора перпендикулярно направлению движения изображаемого объекта объект получается трансформированным по диагонали, деформация становится заметнее. Поэтому необходимо стремиться, чтобы направление движения шторок совпадало с направлением движения объекта.У большинства отечественных аппаратов шторки движутся справа налево (если смотреть со стороны визира). Отсюда рекомендуется при съемке придерживаться следующих правил. 1. При горизонтальном кадре, если объект движется справа налево, камера должна находиться в нормальном положении; при движении слева направо камеру следует перевернуть. 2. При съемке с движущегося транспорта, если объект слева по направлению движения, камера находится в нормальном положении; при съемке справа по направлению движения камеру необходимо перевернуть. 3. При вертикальном кадре, если объект движется снизу вверх, спуск камеры находится с правой стороны; при движении объекта сверху вниз спуск камеры должен быть слева. Для усиления эффекта движения при фотографировании подвижных объектов пользуются одним из трех приемов. Смазанный объект и резкий фон — эффект достигается при съемке неподвижным фотоаппаратом подвижного объекта с временем экспониро- вания от 1/60 до 1/30 с. Время экспонирования затвора зависит от скорости и направления движения объекта, расстояния до объекта и фокусного расстояния объектива. Смазанный объект и смазанный фон — эффект достигается при пово-роте фотоаппарата за объектом съемки, причем величины угловых перемещений объекта и фотоаппарата не совпадают. Время экспонирования от 1/30 до 1/60 с. Фон должен быть смазан сильнее, чем основной объект. Но при этом и объект съемки теряет подробности изображения. Резкий объект и смазанный фон — эффект достигается при совпадении угловых перемещений фотоаппарата и объекта съемки. Удерживая объект в определенном месте видоискателя, не останавливая движения рук с фотоаппаратом, нажимают на спусковую кнопку. Подобный прием получил название съемки «с проводкой», или «со смазкой». Эффект совпадает со зрительным впечатлением, когда смотрящий сопровождает объект взглядом. Чем сильнее смазан фон, тем скорость объекта кажется выше. Фон смазывается тем больше, чем ближе находится объект съемки и чем больше скорость поворота фотоаппарата за объектом. Однако подобный прием нельзя считать универсальным, так как встречаются движущиеся объекты, движение отдельных частей которых не совпадает с движением объекта, объекты могут двигаться навстречу друг другу и т. д. Важным также при передаче движения на снимке является фаза движения объекта в момент съемки, расположение объекта по отношению к горизонту и другие композиционные факторы.
© 2004-2013 Me-Design