Статьи
Секреты съемки в темное время суток
26.11.2011
Фотография
Если дневное время является оптимальным временем для съемки портретов и пей-
зажей, то низкая освещенность является идеальным временем для художествен-
ного использования света. Имея темный фон, вы можете снимать сильно рас-
каленные объекты и «струящиеся огни». Вы можете превращать свечи в звезды,
а звезды — в переливающиеся полосы света.
Трюки этой главы предназначены для выявления в вас художника и ученого. Кто
знает, какие волшебные изображения вы сможете создать с помощью треноги
и чуточки терпения? Скоро узнаем.
Портреты с живописным фоном,сделанные в темное время суток
Давным-давно, далеко-далеко разработчик камер принял решение установить при
активизации фотовспышки длительность выдержки равной 1/60 с. Я не знаю,
когда именно это случилось, но так было всегда, сколько я помню.
Проблема с 1/60 с заключается в том, что ночная съемка зачастую ведет к созда-
нию неясного заднего плана или его полному отсутствию. Чтобы проверить это,
найдите «живую» ночную сцену, например уличную композицию во французском
квартале Нового Орлеана, отключите вспышку и посмотрите показания измере-
ний. Я сомневаюсь, что скорость затвора будет 1/60 с. Скорее всего, это будет 1/30,
1/15 с или еще больше.
Светлые ночные сцены обычно требуют, чтобы затвор оставался открытым зна-
чительно дольше, чем при съемке дневных сцен. Вы заметили, что дневные сним-
ки со вспышкой выглядят лучше, чем ночные снимки со вспышкой? Это все свя-
зано со скоростью затвора.
Когда приходится снимать ночью со вспышкой, скорость затвора влияет на вид зад-
него плана, а апертура — на экспозицию объекта в радиусе действия вспышки. Если
задний план выглядит не так, как хотелось бы, измените скорость затвора. Если
объект в зоне действия вспышки выглядит не так, как хотелось бы, измените апертуру.
Если оставить камеру в режиме автоматической установки всех параметров, то
при включении вспышки она установит скорость затвора 1/60 с. Это ≪надежная≫
скорость затвора, обеспечивающая приемлемые изображения в различных вари-
антах освещенности, как в дневное, так и в ночное время. Но ≪приемлемые≫ — это
не значит, что такими они и должны быть.
Вот что вам надо сделать: замедлить скорость затвора (то есть увеличить время
выдержки) при включенной вспышке. Практически любая камера предоставляет
такую возможность. Вот что надо искать.
Режим Nighttime Flash
Просмотрите настройки вспышки и найдите значок объекта, над которым на-
ходится звездочка. Если такой значок имеется, поцелуйте камеру и того, кто вам
ее купил. При такой настройке камера сможет ≪ухватить≫ задний план. Выбери-
те необходимую скорость затвора и добавьте достаточно света вспышки на объект.
Если все работает верно, то и объект, и задний план будут прекрасно выдержаны.
Режим Shutter Priority
Обычно режим Shutter Priority имеется на более мощных камерах. Зачастую этот
режим помечается буквой S. Иногда он обозначается буквами TV (сокращение от
Time Value (Значение времени)). В любом случае он разрешает установку скорос-
ти затвора, на основе которой камера скорректирует апертуру и установит доста-
точную интенсивность вспышки.
Режим Long Shutter
Если в камере нет режима Shutter Priority, то она может иметь сокращенную версию
этого режима, называемую Long Shutter. Этот режим позволяет пользователю
увеличивать выдержку при условиях ночной съемки. Камера сделает такие сним-
ки максимально качественными, выставив необходимые апертуру и интенсив-
ность вспышки.
Режим Manual
Этот режим можно найти на наиболее совершенных камерах. Режим Manual по-
зволяет вручную устанавливать как скорость затвора, так и апертуру. Камера оп-
ределяет лишь интенсивность вспышки.
После нахождения необходимого режима, при котором камера позволит замед-
лить скорость затвора, необходимо определиться, как зафиксировать камеру во
время экспозиции. Режим автоматической настройки использует скорость 1/60 с,
из-за того, что при этой скорости еще удается избежать эффекта ≪дрожания ка-
меры≫ — общего размытия, которое связано с использованием больших выдержек
на нестабилизированной камере.
Для съемки ≪живого≫ фона наиболее освещенных ночных сцен необходимо устано-
вить выдержку 1/15 с или более.
Flash при выдержке 1/2 с. Вы можете и не узнать, что камера переключилась в ре-
жим такой большой выдержки, но это так. Поэтому камеру необходимо стабили-
зировать.
Лучше всего это сделать при помощи штатива. Конечно же все в Новом Орлеане хо-
дят на вечеринки со штативом, правда? Если вы все оставили в отеле, найдите стол,
полку, телефонную кабинку или даже плечо друга для стабилизации камеры во вре-
мя экспозиции. Плавно нажимайте кнопку спуска затвора, чтобы не вызвать дрожа-
ния камеры. Попросите фотографируемых замереть. Также можно воспользоваться
переносной треногой, помещающейся в задний карман. Мне больше
всего нравится штатив UltraPod II компании Pcdco (http://www. pedcopods.com).
Помимо использования трех «ног», с помощью надежных ремешков Velcro он
может крепиться к стойке и прочим опорам — очень удобно для съемки на улице.
Найдите показательный задний план. Если на вечеринке очень здорово, то вый-
дите вперед и сделайте групповой снимок перед фасадом здания. Найдите также
интересный образ. В любом городе существуют прекрасные монументы и строе-
ния, которые сразу дадут понять зрителю, где вы находились, от моста Золотые
Ворота в Сан-Франциско до Эдинбургского замка в Шотландии.
Убедитесь, что люди, попадающие в снимок, находятся в зоне действия фото-
вспышки, то есть на расстоянии 10 футов и менее (до 3 м). Если камера под-
держивает использование внешней вспышки, то это увеличивает расстояние до
20 футов (около 6 м).
Проанализируйте пробный снимок. Если задний план по-прежнему остался тем-
ным, еще немного увеличьте время выдержки. Это можно сделать следующим
образом:
• в режимах Shutter Priority и Manual установите значение от 1/15 до 1/8;
• в режиме Long Shutter используйте левую кнопку для перемещения значения
вниз по шкале в сторону более длительных выдержек;
• в режиме Nighttime Flash передвиньте шкалу компенсации на несколько значе-
ний в сторону символа + для увеличения времени выдержки.
Во всех режимах вы можете повысить значение ISO, сделав камеру более чув-
ствительной. Попробуйте значение ISO 200 или 400 — и увидите, как это будет
выглядеть.
И наконец, съемка при больших выдержках внутри помещений или в ночное вре-
мя означает, что любое движение во время экспозиции (вне зоны действия вспыш-
ки) будет смазано или примет ≪призрачный≫ вид. Иногда это может использовать-
ся специально для получения подобного художественного эффекта. Например,
чтобы показать активную деятельность на фоне свадебного приема, поместите
невесту и жениха в пределах действия вспышки и увеличьте выдержку. Это при-
даст изображению гостей эффект ≪размытия в движении≫.
Рассматриваемая методика имеет неограниченные возможности. Поэксперимен-
тируйте с ней. При ее использовании ваши ночные снимки будут выглядеть по-
другому, и лучше чем прочие.