Статьи
ТУМАН И ДЫМКА
26.11.2011
Фотография
Туман и дымка обесцвечивают любой пейзаж. Мелкие детали теряются,
так же как ощущение объемности npocтранства, хотя более далекие
объекты приобретают более светлый топ (явление, известное
как «воздушная перспектива»).Туман и дымка возникают в тот момент, когда теплый и влажный
воздух сталкивается с холодной земной или водной поверхностью,
и излишки пара конденсируются в виде мелких капелек. Поэтому туман
чаще всего можно встретить в низменностях, оврагах, над реками
и озерами.
Лучшим временем для съемки в тумане является раннее утро, когда
солнечные лучи еще не успели нагреть холодную землю и привести
к испарению влаги; чаще всего подходящие условия можно встретить
весной и осенью. Если у вас получится выбраться на съемку до
восхода солнца, то при удачном стечении обстоятельств вы можете
снять пейзаж в пастельных тонах, когда первые утренние лучи пробиваются
сквозь толщу испарений или листву деревьев и создают
великолепный световой эффект.
Густой туман действует не столь мягко, ограничивая видимость
несколькими метрами и превращая пейзаж в монохромную серую
массу, над которой возвышаются только самые крупные объекты:
кроны деревьев, шпили соборов и т.п. Ho это не должно вас
путать - графическая простота туманных композиций всегда привносит
что-то новое в мир ярких и четких пейзажных фотографий.
Чтобы снять удачный кадр в тумане или дымке, нужно играть на особенностях
этих условий. Если вы хотите подчеркнуть эффект воздушной
перспективы, то возьмите телеобъектив и включите в кадр
протяженный объект, уходящий вдаль, - например реку или дорогу,
которая становится все менее различимой по мере удаления от точки
съемки, в конце концов полностью теряясь из виду. Сжимающая
перспективу длиннофокусная оптика делает эффект более выраженным.
Широкоугольные объективы служат обратной цели, позволяя включать
в кадр довольно близкие объекты, видимость которых почти не
отличается от нормальной. При съемке в густом тумане старайтесь
включать в кадр какой-либо яркий предмет, например человека
в красной шляпе или почтовый ящик, чтобы сыграть на контрасте
между его четкостью и размытостью всего остального пейзажа.
Туман и дымка могут вызвать ошибку экспонометра, поскольку
рассеивающие свет частицы делают кадр светлее обычного. Чтобы
избежать недоэкспонирования, увеличивайте рекомендуемую выдержку
на 1/2 - 1 ступень. Светло-оранжевый фильтр 81В поможет
сбалансировать синеватый оттенок, который часто можно наблюдать
в пасмурную погоду; впрочем, иногда имеет смысл даже подчеркнуть
этот оттенок с помощью светло-синего фильтра, чтобы
фотография лучше передавала призрачное настроение туманного
ландшафта.
Пленку вы можете выбирать на свое усмотрение. Если вам нравятся
четкие, мелкозернистые а снимки, то используйте пленку низкой
чувствительности; однако высокочувствительная пленка со своими
особенностями может помочь вам лучше реализовать свой замысел,
к тому же давая возможность снимать с рук. He забывайте и про черно-белую
пленку, которая очень хорошо подчеркивает графический
характер и монохромную природу туманного пейзажа, позволяя получать
несколько упрощенные, но очень эффектные художественные
фотографии. Особенно хороша черно-белая пленка высокой чувствительности.
Высокочувствительная пленка хорошо подчеркивает эффект тумана
и дымки за счет своего крупного зерна и пастельных тонов.