Статьи
Увеличение
26.11.2011
Фотография
Многие начинающие фотографы путают термины «масштаб», «коэффициент увеличения» и «съемка в натуральную величину». Приставка «макро» применяется ко всем разновидностям съемки крупным планом, а также часто используется производителями для описания достоинств их объективов (например, «режима макросъемки»).
Настоящее определение макрофотографии имеет более узкий смысл и относится к снимкам, сделанным с увеличением от 1х до приблизительно 2 Ох.
В 1990-х гг. страницы многих книг по фотографии были заполнены формулами и уравнениями, которые не представляли интереса и были сложны в понимании для
большинства фотографов. Однако времена меняются, и мне кажется, что в большинстве случаев фотограф может оценить степень увеличения визуально,
глядя в видоискатель, либо по шкале на корпусе объектива. Точные значения могут представлять интерес лишь для ученых и криминалистов, использующих технику макрофотографии в своей работе.
Что такое увеличение?
Термин «увеличение» в контексте макрофотографии описывает соотношение между реальным размером объекта, который вы снимаете, и размером его репродукции
на фотопленке, но не на увеличенном отпечатке. Чтобы получить коэффициент увеличения, нужно поделить второе значение на первое. Обычно увеличение измеряется в
процентах или записывается как соотношение, например 50% (1:2) или 100% (1:1, съемка в натуральную величину: размер объекта на пленке соответствует его реальному
размеру). На корпусе макрообъективов, помимо шкалы расстояний, имеется аналогичная шкала коэффициентов увеличения. При съемке с увеличениями менее 1:1 объект предстает на пленке в уменьшенном виде. Если в традиционной фотографии мы привыкли говорить о расстоянии до объекта, которое определяет его размер в кадре, то в макросъемке имеет значение только степень увеличения.
Увеличение и формат кадра
Еще одним важным фактором, касающимся увеличения, является физический формат кадра. Например, при съемке в натуральную величину с помощью 35-мм камеры в кадр
поместятся только те объекты, размер которых не превышает 24 х 36 мм. Если вы хотите снять объект большего размера, поместив его в кадр целиком,
то будете вынуждены ограничиваться меньшим увеличением. Большинство матриц цифровых камер имеет уменьшенный формат по сравнению с кадром 35-мм пленки,
поэтому с их помощью снять в натуральную величину можно только очень мелкие объекты. В среднем формате для съемки в натуральную величину
доступно гораздо больше кадрового пространства. Размеры объектов могут достигать 6 х 4,5 см в случае (Mamiya 64 5 AFD, или 6 х 6 см в камерах с квадратным кадром). Предметы меньшего размера все равно будут отображаться на пленке в натуральную величину. Работа в среднем формате дает фотографу множество преимуществ, особенно при
небольших коэффициентах увеличения. Увеличенная площадь кадра позволяет снимать объекты в более крупном масштабе, лучше передавать на снимках их детализацию
и текстуру; кроме того, такие снимки отличаются повышенной насыщенностью цветов и допускают печать большего формата. Это доказанный факт, независимо от заявлений
отдельных фотографов и производителей. Среднеформатная техника облегчает съемку биологических объектов в среде обитания, обеспечивая достаточное увеличение,
но не вынуждая жертвовать количеством окружающих деталей. К сожалению, при высоких коэффициентах увеличения среднеформатная оптика создает меньшую глубину
резкости, однако это можно компенсировать, сильнее закрывая диафрагму. Исходя из своего опыта, я не могу сказать, чтобы форматы 35 мм и 6 х 4,5 см сильно отличались по глубине резкости. Основная причина состоит в том, что я редко снимаю с масштабом, значительно превышающим 1.1. Большое увеличение
Масштаб 1:1 считается границей, которая отделяет обычную съемку крупным планом от макрофотографии. Дальнейшее движение по шкале увеличений приводит к тому,
что изображение объекта на пленке становится больше по сравнению с его естественным размером. К примеру, если вы снимаете предмет величиной около 1 см при масштабе
2:1, то его изображение на пленке окажется в 2 раза больше, то есть его величина составит 2 см. Работа при увеличенном масштабе связана с физическими
трудностями и требует сильного умственного напряжения, поэтому будьте готовы к высокому проценту брака. Однако возможность увидеть мир за пределами
способностей человеческого глаза позволяет прикоснуться к удивительным и фантастическим загадкам природы, о которых многие даже не подозревают.
При больших увеличениях особенно остро стоит проблема вибрации, в первую очередь при полевой съемке, поскольку вам приходится иметь дело с громоздкими
и несбалансированными конструкциями. Точность фокусировки становится критическим параметром: малейший сдвиг может привести к полной потере резкости на нужных
деталях. Яркость видоискателя заметно уменьшается, так же как глубина резкости, которая становится крайне малой даже при диафрагме f/16 и f/22. Чтобы добиться
успеха, вам потребуется очень ответственно подходить к выбору объекта и тщательно выполнять все технические манипуляции.
При фотографировании статичных объектов вы можете установить камеру на штатив и пользоваться фокусировочными рельсами для точной наводки на резкость. Если
вы пытаетесь снять активное существо, то в качестве опоры может подойти монопод. Фокусировка осуществляется путем перемещения камеры вперед или назад, а не поворотом
фокусировочного кольца. При высоком увеличении расстояние от передней линзы до объекта обычно очень невелико, поэтому многие живые существа не потерпят
вашего присутствия, особенно в жаркий полдень. Съемка ранним утром или вечером обычно более продуктивна. Ключом к успеху является наблюдательность и способность
выбирать наименее пугливые экземпляры, располагающиеся на отдыхе. При таких увеличениях «заморозить» движения объекта позволит только вспышка, так как
естественное освещение потребует очень длительной выдержки.