Статьи
Важна ли светосила объектива?
26.11.2011
Фотография
Помимо фокусного расстояния, объективы имеют еще один важный параметр - светосилу. B словосочетаниях «светосильный телеобъектив » или «зум с низкой светосилой» речь идет о значении диафрагмы в максимально открытом состоянии, то есть о количестве прошедшего через объектив света, который в итоге попадает на пленку. Объектив считается светосильным, если его максимальная диафрагма (имеющая минимальное числовое значение) превышает среднее значение для объективов соответствующего класса, и наоборот.Приведем пару примеров. Стандартный 50-мм объектив обычно имеет светосилу f/1.8 или f/2, поэтому модель с показателем f/1.4 или f/1.2 будет считаться светосильным стандартным объективом. 300-мм телеобъектив в норме позволяет открывать диафрагму до f/4 или f/4.5, поэтому экземпляр со светосилой f/2.8 будет считаться светосильным телеобъективом. Зум-объектив 80-200 мм f/2.8, 200 мм f/2, 400 мм f/4 и 600 мм f/5.6 попадают в ту же категорию. C другой стороны, объектив 500 мм f/8, так же как 300 мм f/5.6 и 80-200 мм f/4 - 5.6, будет считаться не светосильным. Высокая светосила делает гораздо светлее изображение в видоискателе,
что существенно облегчает построение композиции и фокусировку в условиях слабой освещенности. Кроме того, светосильная оптика дает возможность использовать более короткие выдержки при съемке с открытой диафрагмой. Например, если использовать объектив 80-200 мм f/2.8 и сравнивать его с 80-200 мм f/4 - 5.6, установив
их на 200 мм,то первый даст возможность снимать на выдержке 1/500 сек., а второй будет ограничивать вас 1/125 сек. Если закрыть диафрагму каждого объектива, например до f/8, то количество пропускаемого ими света и требуемая выдержка будут одинаковы. Именно возможность использовать короткие выдержки так привлекает в светосильной оптике. Вы можете увидеть огромные объективы с высокой светосилой прежде всегоу спортивных фотожурналистов, для которых разница между выдержками 1/125 и 1/500 сек. является критически важной, поскольку чаще всего требуется запечатлеть быстро движущийся объект при полностью открытой диафрагме. Минусом высокой светосилы является ее дороговизна, поэтому о необходимости подобных затрат необходимо тщательно подумать. Ha момент издания книги в Великобритании стандартный объектив Nikon 50 мм f/1.8 стоил £130, его аналог со светосилой f/1.4 - £ 480, а модель 50 мм f/1.2 - £ 600, что соответствует £ 350 за одну дополнительную ступень диафрагмы и £ 470 - за две ступени. По мере увеличения фокусного расстояния цены и их разброс становятся еще выше. Телеобъектив Nikon AF 300 мм f/4 продается по цене £ 1260, в то время как за Nikon AF 300 мм f/2.8 придется выложить £ 4500. Лишняя ступень диафрагмы обойдется в £ 3240. Аналогично, зум- объектив Nikon AF 80-200 мм f/4.5 - 5.6 стоит £ 180, а светосильная версия80-200мм f / 2 . 8 - £ 900; разница составляет £ 720,за это вы получаете лишние полторы ступени на широкоугольном конце шкалы и две - на длиннофокусном. Если ночная фотосъемка в вашем представлении заключается в свободной съемке с рук при открытой диафрагме, то высокая светосила вам действительно очень пригодится, позволяя работать на более коротких выдержках и использовать пленку низкой чувствительности. Однако если вам по душе установка камеры на штатив и съемка при закрытой диафрагме, то установка светосильной оптики не даст вам ничего, кроме более светлого изображения в видоискателе, которое вряд ли оправдывает такую разницу в стоимости, как приведенная выше. Помните, что использование пленки большей чувствительности полностью эквивалентно установке более светосильного объектива. Единственная разница состоит в том, что пленка большей чувствительности будет почти бесплатной по сравнению с затратами на светосильный объектив - на разницу в его цене с обычной моделью можно было бы купить буквально сотни роликов пленки! Согласен, при использовании более чувствительной пленки происходит некоторая потеря качества. Однако разница между пленками 50 и 100 ISO, 100 и 200 ISO настолько незначительна, что об этом
можно не особенно волноваться. Единственным светосильным объективом, который я использую, является 80-200 мм f/2.8, в то время как остальные не отклоняются от средних показателей: 28 мм f/2.8, 50 мм f/1.8 и ЗОО M M f/4.